мотивация (20 — 45 мин)
(ознакомление со стратегией фирмы, ее обычаями, преимуществами работы и
социальными выгодами и т.п.);
дискуссия (5—10 мин), во время
которой обсуждаются общие аспекты контракта.
Рис.
8.4. Личные и технические средства оценки персонала
5. Следует подготовить
концепцию вопросов.
6. Информацию следует записать
и сделать выводы после проведения интервью.
7. Интервью с несколькими
кандидатами лучше проводить только в короткие промежутки времени.
В процессе проведения интервью
существует ряд проблем, в основе которых лежат эмоциональные и психологические
факторы, и поэтому очень важно постараться избежать ошибок.
Наиболее
типичные ошибки при проведении интервьюирования
1. Предрассудок — ложный
взгляд на поведение и действия интервьюируемого, ставший привычным.
2. Идеальная картина —
проецирование своей жизни на интервьюируемого.
3. Неготовность к интервью —
не ведите интервью, если вы к нему не готовы. Лучше перенести его на другое
время.
4. Эффект поведения — не
нравится манера поведения кандидата (понятно, что если вам что-то не нравится
(а кандидат это делает), то положительный результат достигнут не будет).
5. Эффект возможности —
менеджер по персоналу должен иметь большой опыт. Он одновременно слушает,
продумывает новый вопрос, делает письменные пометки и т.п., а это очень
непросто.
6. Эффект давления —
принуждение, насилие над волей. Например, есть десять кандидатов. Высшее
руководство требует результаты интервью уже к завтрашнему дню. Но сделать это
невозможно, иначе вы запутаетесь. Ведь каждый претендент считает, что он
первый, и, естественно, надеется на положительное решение вопроса.
7. Эффект контраста — в один
день нужно провести интервью с претендентами одной выборки.
8. Эффект пессимизма — если в
начале интервью вам что-то не нравится, то и концовка тоже не получится.
9.
Эффект самочувствия — если к назначенному времени интервьюируемый болен, то
нужно отложить интервью: не приходить же ему на интервью, например, с
насморком, гриппом и т.п.
Процедура проведения интервью включает в себя несколько этапов: начало беседы; обсуждение положительных аспектов; обсуждение негативных аспектов; определение направлений решения проблем; регламент времени для претендента; окончание интервью.
График ведения интервью можно
детализировать и конкретизировать по фазам:
начало беседы — приветствие, объяснение причин беседы и т.п. На этой стадии важно не
создать отрицательной атмосферы;
обсуждение различных положительных
аспектов — важно подчеркнуть улучшение
их по сравнению с прошлым периодом и т.п.;
обсуждение негативных нюансов — критику нужно относить к делу, а не к личности. Очень важно самому
хорошо знать дело;
нахождение путей улучшения
результатов работы;
соблюдение регламента времени для обдумывания и выражения своей точки зрения. Если у кандидата есть предложения, то их нужно записать при нем и пообещать, что они будут рассмотрены руководством;
окончание интервью — создание положительной атмосферы, благодарность за интервью и
прощание.