В группе технических средств
оценки персонала наибольший эффект дают так называемые оценочные центры. В
последние годы в зарубежной управленческой практике эти центры получили широкое
распространение, т.е. оценка персонала происходит в специально организованных
учреждениях. Полученные результаты достаточно объективны, поскольку методика
оценки кандидата в таком центре позволяет выйти за рамки устаревшей оценки,
базирующейся на данных о прошлой деятельности претендента, его образовательном
уровне и субъективных характеристиках. Кроме того, данный метод позволяет
привести в систему использование апробированных личностных методик и
интеллектуальных тестов, применяемых для оценки отдельных параметров личности.
Оценочные центры выполняют две главные задачи: выявляют управленческие
способности испытуемых и устанавливают для каждого из них индивидуальную
программу тренировки, предназначенную для повышения уровня организационной
культуры и развития выявленных способностей.
Как правило, оценка
претендента в зависимости от уровня управленческой вакансии длится от трех
часов до четырех суток и включает следующие этапы:
q выполнение управленческих действий;
q обсуждение проблемы в малой группе (выявляются навыки коллективной работы);
q принятие решения;
q решение конфликтной ситуации;
q доклад разработанного проекта;
q подготовку делового письма.
По завершении испытаний на
каждого претендента составляется соответствующее заключение.
В основу экспертной оценки
свойств и деловых качеств кандидата положены количественные параметры и
оценочные критерии, полученные в результате интервью. Хотя здесь и присутствуют
элементы условности и субъективизма, однако при хорошей разработке шкалы оценок
и внимательном (профессиональном) подходе экспертов оценить испытуемых можно с
высокой степенью достоверности.
Суть количественной оценки
претендента на руководящую должность состоит в том, что его деятельность
подразделяется на отдельные функции и качественные характеристики, каждая из
которых оценивается независимо от других (например, в баллах). На основе этих
независимых частных оценок рассчитывается итоговый показатель эффективности и
качества труда будущего руководителя.
В процедуре оценки эффективности
трудовой деятельности важно решить две основные задачи:
q определить, по каким критериям и показателям следует производить оценку;
q найти способ определения эффективности труда (это особенно сложно сделать в переходный к рыночным отношениям период, когда административно-командная система управления еще не уступила место экономическим и социально-психологическим методам управления).
Проведенные в этой области
исследования показывают, что менеджеров трудовых коллективов целесообразно
оценивать по следующим критериям:
q управленческой деятельности (постановка проблем, принятие решений, планирование, прогнозирование, снижение трудоемкости обработки управленческой информации, механизация и автоматизация трудоемких процессов);