Выигрывает от внутрифирменного
профессионального развития персонала и общество в целом, получая более
квалифицированную рабочую силу и более высокую производительность труда без
дополнительных затрат.
Вхождение в рынок связано не
только и не столько с изменением и адаптацией к условиям рыночных отношений
экономического механизма, сколько с подготовленностью кадров. Преобразуя
организационно-экономический механизм, человек изменяется и сам. Поэтому наряду
с интенсификацией трудовых процессов особое внимание должно уделяться изучению
факторов, определяющих поведение и деятельность личности в процессе совместного
труда.
В литературе и в практической
деятельности можно найти ряд толкований процесса профессионального развития
персонала: продвижение кадров, их переподготовка и обучение, повышение
квалификации, кадровый резерв, регулирование карьеры и т.п. Все это так или иначе
связано с обучением, т.е. профессиональной подготовкой.
Профессиональная подготовка представляет собой целевое, конкретно направленное обучение, конечная
цель которого — обеспечение предприятия достаточным количеством работников, чьи
профессиональные качества в полной мере соответствуют
производственно-коммерческим целям предприятия. Программы обучения должны быть
составлены с учетом конкретных особенностей структуры персонала и актуальных
задач развития каждого предприятия (или его подразделений, филиалов).
Обучение персонала требуется в
тех случаях, когда:
q работник приходит на предприятие;
q работника назначают на новую должность или поручают ему новую работу;
q у работника не хватает навыков для выполнения своей работы;
q происходят серьезные изменения в экономике предприятия или во внешней среде.
Формально профессиональное
развитие шире профессионального обучения и часто включает в себя последнее.
Однако в реальной жизни различие между ними может быть чисто условным и не
столь важным, поскольку и профессиональное развитие, и обучение служат одной
цели — подготовке персонала фирмы к успешному решению стоящих перед ней задач.
Следствием этой процедуры для работника является карьера (см. гл. 13). Поэтому
и для фирмы, и для сотрудников важно определить цели переподготовки (рис. 8.5).
Цели переподготовки — это не только зеркальное отражение потребностей, интересов и проблем
работников, но и отражение борьбы, требований и условий окружающего мира.
Изменения в окружающей среде, обществе, экономике, философии преподавания
автоматически вызывают изменения в представлении о цели переподготовки. В связи
с этим можно сформулировать основные и дополнительные цели переподготовки.
В процессе переподготовки при
формулировании целей необходимо использовать различные мотивы. Планирование и
постановка целей должна рассматриваться как стратегически-целостная система
целей повышения квалификации кадров, тенденция развития.
Тенденция
«от
──────────────→
до»