q
познавательных
q индивидуальных
q
оперативных,
краткосрочных
q
установленных
(регламентированных)
q
ограниченных
и разделенных по видам (точкам зрения)
q
творческих
(готовность, приемлемость, идентификация)
q
групповых,
социальных
q
стратегических
q
ситуативных
со свободой действия
q
многомерных,
целостных
Рис.
8.5. Цели повышения квалификации кадров
Как обучать взрослых? Профессиональное развитие — это, как правило, обучение людей, поэтому
приемы и способы, используемые в системе базовой подготовки, должны быть
модернизированы, так как поведение взрослых в процессе обучения зависит от множества
различных факторов, например:
q чем старше обучаемый, тем сильнее должен быть развит индивидуальный подход к нему и его учебной концепции;
q роль обучаемого в период базовой подготовки плохо сочеталась с ролью взрослого человека;
q взрослые практически не сталкивались с активными формами обучения (индивидуального и группового направления).
Профессиональное обучение
представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себя несколько
этапов (рис 8.6).
Профессиональное развитие
имеет ряд существенных признаков:
обучение является процессом
постоянного изменения поведения, которое характеризуется активной переработкой
воспринятой информации и опыта;
обучение происходит в форме
целенаправленного процесса восприятия субъективно и/или объективно нового
учебного содержания и сопоставления нового с ранее изученным;
обучение происходит планово
как международное развитие и неформально как функциональное развитие
(«естественное научение»);
обучение зависит от природной
и психологической окружающей среды.
Из сказанного вытекают
следующие основополагающие параметры для разработки концепции развития
персонала. Преподавательская концепция для взрослых включает в себя:
работу в малых группах — обучаемым нужно предоставить возможность работать парами или в группах;
проблемностъ — исходным пунктом процесса обучения должна быть постановка проблем из
реальной жизни, связанных с интересами и потребностями обучаемых;
Рис.
8.6. Процесс профессионального обучения
согласованность и системность
целей обучения — учение, понимаемое как
изменение поведения, охватывает все аспекты деловой компетентности. Изменение
поведения обучаемого возможно лишь тогда, когда это изменение инициировано вместе с
ним;
ориентацию на имеющийся опыт — эффективное обучение возможно лишь при опоре на имеющийся у обучаемых
опыт, что требует гибкости концепции обучения, позволяющей учитывать и отражать
опыт обучаемых, а также давать им возможность переходить в автономный режим
обучения;
нацеленность на самообучение — обучаемые в первую очередь несут ответственность за результаты учебы:
преподаватель лишь оказывает им помощь в процессе обучения;