обратную связь — обучаемые постоянно получают оценку степени успешности их действий;
учебный трансфер является центральным элементом концепции обучения; элементы, усиливающие
такой трансфер, необходимо усиливать, мешающие ему — удалять.
Особый вопрос — это
возможность и оперативность внедрения в практику полученных в процессе обучения
знаний. Представление о том, что в процессе обучения можно получить готовые рецепты
на все случаи жизни, несколько наивно. Это можно объяснить следующими
причинами:
во-первых, не изменяются
производственные процессы на рабочих местах обучаемых, не вводятся новые
технологии, не изменяются организационные структуры, вследствие чего работники
вынуждены действовать «по старинке»;
во-вторых, новые знания,
приобретенные в процессе обучения, часто не «сопрягаются» с теми процессами и
структурами, в которых они «работают». Именно поэтому обучение, ориентированное
на практику, предполагает глубокое ознакомление с теми процессами и
структурами, которые являются определяющими для поведения людей при общении с
клиентами и коллегами.
Несмотря на различие в
подходах, важно, чтобы в процессе профессионального развития выполнялись цели
организации по сохранению и повышению квалификации каждого сотрудника, что
необходимо ему для выполнения настоящих или будущих должностных обязанностей,
связанных с индивидуальным развитием личности (карьерой). Важно постоянно
развивать способности сотрудников, учитывая изменения трудового процесса.
Способы достижения целей
профессионального развития кадров.
Целенаправленное профессиональное развитие персонала зависит от полноты,
точности и актуальности существующей или получаемой им информации. Оно
осуществляется через потребность в развитии предприятия, потенциал развития
сотрудников и их потребность в развитии.
В основе повышения квалификации лежит
профессиональная компетентность, которая дополняется методической, социальной и
личной компетентностью (рис. 8.7).
Рис.
8.7. Разновидность компетентности менеджера
Профессиональная ориентация и
социальная адаптация в коллективе. Новый человек, пришедший в организацию,
обладает приобретенным опытом, знаниями и взглядами, которые могут вписаться
или не вписаться в нормы функционирующей организации. В связи с тем что
ожидания работника не всегда совпадают с реальностью, ему нужен некоторый
период для адаптации. В результате этого человек лучше понимает, что ожидает от
него организация, а руководство — стремления и надежды работника.
Чтобы процесс адаптации
работника был менее болезненным, можно использовать различные приемы и способы.
Прежде всего необходимо иметь о нем достоверную информацию (например, о степени
удовлетворенности его трудом, об отношении к нему коллег по работе и
администрации, табл. 8.5).
Количество баллов в примере из
табл. 8.5 рассчитывается по формуле
Y= 3X1 + 2X2+ X3 + X4.
Полученный результат
показывает, по каким направлениям следует усиливать работу для скорейшей
адаптации личности.
Формы обучения персонала. Чаще всего в процессе профессиональной ориентации и социальной адаптации
человек осознает, что ему не хватает знаний для качественного выполнения
возложенных на него функций. И это вполне нормально и закономерно, ведь для
того, чтобы справиться с современными экономическими, социальными и
экологическими проблемами, необходимо изменить не только образ мышления, но и
подходы к обучению персонала.