Таблица 8.5
Степень
развития личных качеств работника
Качество |
Степень
развития качеств |
Кол-во баллов |
||||
|
|
сильная, X1 |
средняя, Х2 |
средняя, Х3 |
не определена, Х4 |
|
|
Взаимная ответственность Требовательность Взаимопомощь Уважительность Интерес:
к делам коллектива к личным делам коллег по работе |
9 |
53 |
34 |
4 |
171 |
|
|
|
|
|
|
|
В принципе, цель любого обучения — научиться интерпретировать явления окружающей среды так, чтобы наилучшим образом ориентироваться в ней и соответственно адаптировать свое поведение в этой среде. Речь идет о том, чтобы на основе имеющихся знаний быстро оценить ситуацию и выбрать оптимальный вариант действий.
Необходимо также понять, что
обучение — это непрерывный процесс. Он осуществляется и тогда, когда человек
поступает в организацию; и тогда, когда его назначают на новую должность; и
тогда, когда установят, что у работника не хватает необходимых навыков
(знаний).
Человеку природой не
предопределено, как он будет учиться, а его способ обучения не является
неизменным. Каждый выбирает индивидуальную стратегию обучения (рис. 8.8).
Профессиональное обучение
может проходить в организации и вне ее. Все зависит от того, какие цели
преследуются в процессе обучения (рис. 8.9).
В соответствии с целями
определяются и формы обучения (рис. 8.10).
Рис.
8.8. Рамочные условия обучения
Рис.
8.9. Цели обучения
Рис.
8.10. Формы обучения
Форм обучения очень много, нужно только подобрать их соответственно требованиям к занимаемой должности, личности обучаемого и особенностям организации. Отдельные требования сводятся к следующему:
мотивация. Для обучения нужна мотивация обучения (т.е. ответ на вопрос: «Что я
получу в результате обучения в будущем?»);
условия обучения. Нужно создать благоприятный для обучения климат (обучение в хорошо
оборудованных, проветриваемых аудиториях, специальных центрах и т.п.);
стадийность обучения. Знания, получаемые в процессе обучения, необходимо разбить на
последовательные этапы (от простого к сложному);
наличие обратной связи. В процессе обучения и после него слушатели должны почувствовать обратную
связь по отношению к результатам обучения (умение решать конкретные задачи,
почувствовать свой возросший теоретический уровень и т.п.).
Если речь идет о предпринимателях, то в процессе обучения весьма важно выявить факторы, влияющие на успех в профессиональной деятельности.
В обобщенном виде технология
обучения имеет следующий вид:
Формы обучения (внедрение в учебный процесс
активных форм обучения)
Повышение квалификации персонала. До этого момента мы вели речь, по существу, о базовой подготовке кадров.
Если же учесть, что базовые знания имеют тенденцию устаревать, то возникает
необходимость в целевой подготовке, в основе которой лежит повышение
квалификации.
Повышение квалификации — это постоянный процесс обновления знаний. Изменения в обществе, в экономике, в нашем жизненном укладе требуют постоянного изменения и нас самих. Развитие рыночных отношений привело к созданию новых форм организаций, что выдвигает значительно более высокие требования к уровню подготовки персонала.