Происходящие
социально-экономические процессы изменили профиль производственной деятельности
всех работников. Так, создание новых организационных структур требует
объединения изолированных до этого видов трудовой деятельности в целостные
(комплексные) системы, замены старых (одномерных) систем переподготовки кадров
многомерными, межотраслевыми системами образования. Происходят изменения
принципов, структуры, постановки целей и методики повышения квалификации
кадров.
Изменения в принципах
переподготовки. Работа в рыночных условиях
ставит задачу обширной межотраслевой организованной профессиональной переподготовки
менеджеров. Ее принципы должны ориентироваться на уровень базовой подготовки
обучающихся.
Мотивация процесса
переподготовки состоит в том, что слушатель уже в процессе обучения получит
новые знания, реализуемые в настоящем и будущем.
Тенденции в
повышении квалификации
Тенденция «от»
────────────→
«до»
q пассивного
участника
q неперспективного
q центрального,
фронтального обучения
q специализированного
(основанного на разделении труда) образования
q ориентированного
на предмет, вещи
q обильной подачи информации
q «конфликтной» педагогики
q
передачи информации
q спешки,
стрессовой учебы
q производственного обучения
q сокращенной, разделенной в соответствии с предметом переподготовки
q краткосрочной, оперативной переподготовки
q соучастия
q более
перспективного
q децентрализированной, ориентированной на группу переподготовки
q неспециализированного, общего образования
q ориентированного
на личность, коммуникации
q избирательной, базирующейся на конкретных примерах
q «мирной»
педагогики
q смыслового
обоснования
q
общеличностных
занятий для повышения уровня знаний
q расслабляющей, поэтапной
q целостной, динамической, многовариантной переподготовки
q долгосрочной, системной переподготовки
Изменения в структуре
переподготовки. Процессы по переподготовке
должны соответствовать всевозрастающим требованиям рынка. Главный смысл всех
преобразований состоит в трансформации директивных (авторитарных) методов
управления в демократические. Применяя ранее предложенный прием «от» и «до»,
изменение структуры переподготовки предпринимателей схематически можно
представить следующим образом:
Тенденция
«от»
───────────────→
«до»