q
подготовки
как результата обучения
q
случайной,
несистематизированной подачи знаний
q
повышения
квалификации руководящих работников
q
аналитическо-информативной
переподготовки
q
переподготовки
как потребности
q
независимой
от расходов переподготовки
q
ориентированной
на будущее (обновленной) переподготовки
q
повышения
уровня знаний, переквалификации
q
постоянного,
систематизированного обучения (решения проблем)
q
повышения
квалификации всех категорий работников
q
переподготовки,
основанной на смысле и пользе
q
переподготовки
как вкладывания средств и их соизмерения с доходами в последующем
q
зависимой
от расходов на обучение
Изменение целей при
переподготовке персонала. Цель занятий по
повышению квалификации должна быть направлена на целостную и межотраслевую
переподготовку. Не секрет, что в недавнем прошлом, да нередко и в настоящее
время, занятия по повышению квалификации сводились только к чистой передаче
знаний (предметной компетентности). Такой подход к переподготовке не отвечает
требованиям рыночных преобразований, поэтому она должна рассматриваться как
многомерная система обучения. В основе ее лежит развитие знаний, способностей и
навыков в трех сферах — мышления (что я хочу знать); ощущения (мотивации)(для
чего я буду учиться); повседневной жизни и практического применения полученных
знаний (что я хочу сделать).
Многомерность переподготовки
показывает тенденцию перехода от знаний к навыкам и мастерству, ибо знания не
усваиваются полностью. Необходимы обмен знаний, перенос их в жизненные, рабочие
или новые ситуации, а также преобразование, решение проблем и внедрение их в
практику. К навыкам вместе со знаниями переходит и способность действовать —
коммуникативная способность, т.е. способность общения. В связи с этим главная
цель переподготовки должна состоять в соединении жизненной и производственной
необходимости, чтобы она стала частью ежедневного производственного процесса.
Поэтому жизненные и производственные проблемы ставятся как цели переподготовки.
Именно эти — ежедневно предстающие перед нами проблемы становятся в новых
условиях ориентиром в дальнейшем обучении персонала.
Изменение методов переподготовки
персонала. С течением времени понятие
«метод» воспринималось и трактовалось по-разному. Метод обучения определялся
как вспомогательное средство и как средство управления учебным процессом, как
предусмотренный планом способ действий. В данном случае под методом следует понимать
планомерный образ действия, форму организации учебного процесса, с помощью
которых можно решить проблему и достичь поставленных в процессе переподготовки
целей.
Изменение методов и
технических средств обучения связано с:
q изменениями в обществе и содержанием профессиональной деятельности, которые требуют больше самостоятельности и способности принимать управленческие решения, творчества и т.п.;