q изменениями в сознании работников и в их намерениях, оценке результатов труда;
q представлениями о цели переподготовки.
Еще сравнительно недавно было
распространено мнение о том, что хороший менеджер формируется в трудовом
процессе постепенно, обогащаясь необходимыми опытом и интуицией, а поэтому
особой надобности в обучении не было. Мысль о том, что никакая учеба не может
компенсировать знания, полученные методом проб и ошибок, в рыночной экономике
не безжизненна. Такое мнение («теория мало что дает») сформировалось прежде
всего потому, что в процессе переподготовки использовались пассивные методы
обучения. Современные технологии обучения коренным образом меняют содержание
методов обучения:
Тенденция
«от»
──────────→«до»
q пассивного
сбора ответов
q обучения под присмотром
q централизованного, фронтального обучения
q ограниченных, готовых к употреблению «рецептов»
q непроблематичной информации
q
фрагментарного
изучения аспектов
q
устаревшего
монолога как системы обучения
q
обучения
по стандартам
q
знания
q
использования
книжных текстов
q
активного
поиска ответа
q
самостоятельного
обучения
q
децентрализованного,
дифференцированного
q
изменяющихся,
открытых элементов обучения
q
обучения
на примерах различных ситуаций и проблем
q
обширного
изучения всего комплекса
q
активных
методов обучения, направленных на развитие
q
разнообразия
методов
q
навыков
и умений
q
применения
разнообразных технических средств обучения
Переподготовка персонала при
помощи современных методов с использованием различных технических средств
обучения формирует системное мышление, вырабатывает способность принимать
самостоятельные решения, высокую степень независимости, активность, стремление
к саморазвитию.
Наряду с изменением условий
переподготовки с учетом изменяющихся потребностей обучающихся происходит
активизация методов обучения. Им предлагают значительно больше возможностей в
области коммуникации; рассматривают с ними практические, близкие к жизни
проблемы; ориентируют их на конкретные проблемные ситуации и намечают пути их
решения. Использование активных методов обучения при переподготовке кадров
способствует развитию у людей способностей качественно и эффективно выполнять
возложенные на них задачи.
Таким образом, рассматривая
проблему управления персоналом, можно сказать, что:
q поведение человека в трудовом процессе не задается раз и навсегда: оно изменяется в зависимости от внешних и внутренних побуждений и препятствий;
q
в
основе профессионального развития персонала лежат его профессиональная
ориентация и адаптация в коллективе, оценка результатов его труда,
профессиональная подготовка и обучение, продвижение по службе;