Пока путешествия не стали
очень распространены и составляющие их части еще не были объединены, туристских
поездок было мало и путешественники сами являлись организаторами своего отдыха
(например, за переезд платили непосредственно в офис железнодорожной или
мореплавательной компании). Но постепенно оформилась потребность в некой
организации, которая взяла бы на себя заботу о создании «туристского
комплекса». Поначалу такие компании представлялись как агенты
транспортных компаний. В то же время эволюция путешествий и развитие
индустрии и коммерции подтолкнули туристских организаторов к осознанию необходимости
в обеспечении размещения уже перевезенных путешественников в отелях.
Итак, именно все возрастающие
человеческие потребности и возможности обусловили появление агентов-менеджеров по путешествиям. Это же предопределило и
возникновение туристских организаторов. Большая часть населения, предъявляющая
спрос на путешествия, теперь предпочитала доверить составление программы своего
путешествия туристскому организатору, т.е. менеджеру.
Эта новая практика позволяла
расширять свою долю рынка и транспортным компаниям. Появились менеджеры
транспортных компаний. С высоты сегодняшнего дня такой вид деятельности уже
можно назвать туроперейтингом, а компании,
занимающиеся этой деятельностью, — туроператорами.
Так, туроператоры покупают большую часть услуг транспортных предприятий по
низким ценам (оптом) и продают в розницу потребителям по ценам ниже тех,
которые им могут предложить в каком-либо другом месте. Томас Кук начинал как
туроператор и только позже стал розничным турагентом. Значение опыта Т.Кука
состоит и в том, что его деятельность положила начало происхождению экскурсий как формы цивилизованного отдыха или даже
праздника и оформлению этого отдыха в первый «турпакет». Этот подход к туризму
идеально способствовал как развитию железнодорожного транспорта, так и
процветанию пассажирского пароходства. Самое же главное в том, что деятельность
первого туроператора-менеджера позволяла самой многочисленной и небогатой части
общества на Западе в прошлом веке предъявить спрос на путешествия. Таким
образом, основными факторами, повлиявшими на развитие туризма в XIX столетии,
были рост благосостояния, увеличение свободного времени, появление транспортных
средств.
Отличительной чертой данного
периода развития менеджмента является формирование новой организационной
структуры управления туризмом в СССР. Появилась организационно-административная
структура туризма социалистического типа.
В первые послереволюционные
годы интерес к туризму и экскурсиям очень возрос. Организационно-методическое
руководство туристско-экскурсионной работой было возложено на Главный
политико-просветительный комитет Наркомпроса. Встал вопрос о подготовке в
специальных центрах организаторов туризма, и так называемые экскурсионные
станции начали готовить экскурсоводов.