Принуждение (противоборство) — в этом случае высокая напористость сочетается с низкой
кооперативностью. Действия менеджера направлены на то, чтобы настоять на своем
путем открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения.
Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение,
занятие жесткой позиции и проявление непримиримого антагонизма в случае
сопротивления партнера. Такой руководитель заставит принять свою точку зрения
любой ценой.
Сглаживание (уступчивость) — слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия
руководителя в ситуации конфликта направлены на сохранение или восстановление
хороших отношений, на обеспечение удовлетворенности другого лица путем
сглаживания разногласий. Ради этого он готов уступить, пренебречь своими
интересами, стремиться поддерживать другого, не задевать его чувств, учитывать
его аргументы. Его девиз: «Не стоит ссориться, так как все мы — одна счастливая
команда, находящаяся в одной лодке, которую не следует раскачивать».
Компромисс, сотрудничество — высокая напористость сочетается с высокой кооперативностью. В этом
случае действия менеджера направлены на поиск решения, полностью
удовлетворяющего как его интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе
открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Он пытается урегулировать
разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, в процессе
переговоров ищет промежуточные «средние» решения, устраивающие обе стороны, при
которых никто ничего особенно не теряет, но и не приобретает.
Среди большинства
руководителей существует убеждение, что даже при полной уверенности в своей
правоте лучше не «ввязываться» в конфликтную ситуацию вообще или отступить, чем
вступить в откровенную конфронтацию. Однако если речь идет о деловом решении,
от правильности которого зависит успех дела, подобная уступчивость
оборачивается ошибками в управлении и другими потерями. По мнению специалистов
в области управления, выбор стратегии компромисса — оптимальный путь к
ликвидации противоречий. Благодаря сотрудничеству могут быть достигнуты
наиболее эффективные, устойчивые и надежные результаты.
Решение проблемы предполагает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с
иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и разрешить его приемлемым
для всех сторон способом. Тот, кто пользуется этой стратегией, не старается
добиться своей цели за счет других, а ищет наилучший вариант решения
конфликтной ситуации. Приведем некоторые предложения по использованию этого
стиля управления при разрешении конфликтов:
q определите проблему в категориях целей, а не решений;
q после того как проблема определена, определите решения, приемлемые для обеих сторон;
q сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;
q создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние на обмен информацией;
q во время общения создайте положительное отношение конфликтующих друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнения одной и другой стороны, а также сводя к минимуму проявления у них гнева и угроз.