Возникновение школы
человеческих отношений непосредственно связано с именем немецкого психолога Г.
Мюнстерберга (1863 — 1916), создавшего первую в мире школу
промышленных психологов. В своей книге «Психология и промышленная
эффективность» он сформулировал основные принципы, в соответствии с которыми
следует производить отбор людей на руководящие должности. Он создал великое
множество тестов, с помощью которых изучал способности и склонности испытуемых
к различным профессиям, должностям, совместимость работников друг с другом,
проблемы утомляемости и др.
Большой вклад в развитие
теории и практики человеческих отношений внес Э. Мэйо (1880 — 1949),
утверждавший, что группа рабочих — это социальная система, в которой есть
собственные отношения контроля. Определенным образом воздействуя на такую
систему, можно улучшить, как считал Э. Мэйо, результаты труда. Изучая влияние
различных факторов (условия и организацию труда, заработную плату,
межличностные отношения и стиль руководства) на производительность труда,
Э.Мэйо сделал вывод об особой роли человеческого фактора. Ему удалось создать
социальную философию менеджмента (систему человеческих
отношений). Движение человеческих отношений стало противовесом
научному управлению, так как акцент в направлении человеческих отношений
делался на людей, а в движении научного управления — на заботу о производстве.
Идея состоит в том, что простое проявление внимания к людям оказывает очень
большое влияние на производительность труда. Речь идет о повышении
эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих
ресурсов. Открытый Э.Мэйо «хотсорнский эффект» свидетельствует о том, что
производительность труда и качество продукции зависят не столько от условий
труда, сколько от социальных и психологических факторов.
Из других ученых этого
направления можно выделить М. Фоллет, проанализировавшую разные стили
управления и разработавшую теорию лидерства. М.Фоллет выдвинула идею гармонии
труда и капитала, которая может быть достигнута при правильной мотивации и
учете интересов всех заинтересованных сторон. Заслугой М.Фоллет является также
и то, что она попыталась совместить в единое целое три школы менеджмента:
научного управления, административную и школу человеческих отношений. Именно
Фоллет определила менеджмент как «выполнение целей предприятия путем
воздействия на других лиц».
Большой вклад в развитие школы
человеческих отношений был сделан в 40 — 60-е годы 20-го столетия, когда
учеными-бихевиористами (от англ, behaviour — поведение)
было разработано несколько теорий мотивации. Одна из них — иерархическая теория
потребностей А. Маслоу. Он предложил следующую классификацию потребностей
личности: физиологические; безопасность существования; социальные
(принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.);
престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства,
самоуважение); самовыражение, полное использование своих возможностей,
достижение целей и личный рост.