Не менее популярно и учение Д.
Макгрегора (1960). В основе его теории (Х-в и Y-в) лежат следующие
характеристики работников:
теория Х-ъ
— средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его
необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек
такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать
ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности;
теория Y-в — люди не пассивны от
природы. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории
работников затраты физического и умственного труда так же естественны и
необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя
ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны,
так как способен сам себя контролировать.
Модифицированный вариант
учения Д.Макгрегора представлен Р.Блейком в виде управленческой решетки ГРИД.
Таким образом, школа
человеческих отношений (поведенческих наук) пыталась всесторонне
проанализировать проблему человеческих отношений в процессе труда и устранить
конфликт между наемным трудом и капиталом, создав предпосылки к кооперации и
сотрудничеству между ними.
Появление данной школы —
следствие применения в управлении математики и компьютеров. Ее представители
рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен
математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций управления,
опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого
достигается интеграция математического анализа и субъективных решений
менеджеров.
Формализация ряда
управленческих функций, объединение труда, человека и ЭВМ потребовали
пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.).
Появились новые элементы внутрифирменного планирования — имитационное
моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности,
математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений, т.е.
количественный подход к науке управления стал опираться на экономико-математические
методы. В современных условиях математические методы используются практически
на всех направлениях управленческой науки.
Исследование управления как
процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так
называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории
систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители
должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов,
таких, как люди, структура, задачи, технология и ресурсы.
Главная идея системной теории
в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое
решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении
позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в
проблему для другой.
На базе системного подхода
разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла
теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в
которой оказывается менеджер, может стать сходной с другими ситуациями. Однако
ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит
в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и
выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).