В 70-е годы появилась идея
открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию
приспосабливаться к весьма многообразной внешней и внутренней среде. Такая
система не является самообеспечивающейся: она зависит от энергии, информации и
материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к
изменениям во внешней среде.
Таким образом, следуя теории
систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь
систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления); систему
результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в
групповые действия; систему власти; систему логического принятия решений.
Концепции всех предшествующих
школ и подходов к управлению так и не привели к выработке универсального метода
эффективного управления, который бы в любой ситуации позволял менеджерам
принимать эффективные управленческие решения и тем самым существенно повышать
эффективность своей работы, в науке управления возник ситуационный
подход — попытка увязать конкретные приемы и концепции более ранних
школ с различными ситуациями. Выводы ситуационного подхода состоят в том, что
формы, методы, системы и стили управления должны существенно варьироваться, в
зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать
ситуация — конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию
в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории
системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную
организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и
сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута.
Таким образом, пригодность различных методов управления определяется ситуацией.
С точки зрения ситуационного подхода не существует единого способа управления,
поэтому менеджер должен уметь правильно интерпретировать сложившуюся ситуацию и
определить параметры, наиболее существенно влияющие на ее решение.
Ситуационный подход внес
большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации,
касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от
сложившейся ситуации и условий внешней среды организации. Используя
ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут
наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной
ситуации.
Менеджмент в XVII в.
Начало развитию менеджмента в
России было положено в XVII в., когда начался
процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение
раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок.
В развитии системы
государственного управления важную роль сыграл А.Л.Ордин-Нащокин (1605—1680).
Он попытался ввести городское самоуправление в западных приграничных городах
России. Таким образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских
управленцев, поставивших вопрос о развитии не только стратегического, но и
тактического (на микроуровне) менеджмента.