Современный менеджмент должен
учитывать все нюансы, связанные с определением «туристский регион», так как
этот регион представляется для него соответствующей конкурентной единицей. По
этой причине при определении продукта туристского региона следует использовать
ориентированное на потребителя мышление. Производственный аппарат всего региона
производит только тот комплекс услуг, который имеет спрос у потребителя, и этот
комплекс услуг может изображаться как цепь услуг. Цепи услуг — это
аналитические инструменты, которые, с точки зрения потребителя, разделяют
полную услугу на отдельные части-элементы и частичные процессы. Потребитель не
ориентируется при пользовании различными элементами услуг на предприятия, а
относит услугу и ее качество к региону как к единому целому. Таким образом, регионы
через все элементы цепи услуг должны стремиться к перспективному развитию.
Качество региона как
производителя туристских услуг должно измеряться по тому, насколько хорошо этот
регион может приспособить свои услуги под потребности заказчиков. Если
какому-то региону удастся установить на рынке достаточные цены за свои
продукты, этот регион может накопить достаточно ценностей, чтобы хорошо
оплатить работу всех участников производственного процесса, а также оградить от
внешних эффектов производства и потребления туристских услуг всех лиц, занятых
в этом процессе (например, населения, которое не ощущает на себе никаких
экономических эффектов, но страдает от увеличения транспортного движения
туристов). Способность получить от рынка достаточное накопление ценностей можно
обозначить как конкурентоспособность региона.
Стратегическая цель всего
региона как конкурентной единицы — обеспечение конкурентоспособности на
длительный период. Взаимодействие отраслей (гостиниц, транспортных предприятий,
торговли), их рынков, населения и окружающего мира оказывает влияние на
конкурентоспособность региона. Рынки предъявляют высокие требования к продукции
и тем самым стимулируют работу отраслей, и наоборот: конкурентоспособные
отрасли заинтересованы в сохранении и увеличении количества требовательных
клиентов на местах. Отрасли, получающие от туризма хорошую прибыль, формируют
определенное позитивное мнение у местного населения. Население, позитивно
относящееся к туризму в своей местности, — гарантия гостеприимства, что
облегчает реализацию инновационных туристских проектов. Взаимодействие
окружающей среды и региона, особенно отношение населения к позитивным и
негативным внешним эффектам или реакция на позитивные и негативные тенденции,
также оказывает влияние на состояние конкурентоспособности. Туристский регион
как конкурентную единицу схематически можно представить таким образом:
Рис.
2.2. Взаимосвязь элементов туристского региона
При определении содержательной
части туристского региона во главу угла следует поставить мотивацию туристов. В
зависимости от этого различаются туристские места широкого и
узкого профиля. Нахождение человека в туристском месте широкого
профиля оказывается чаще всего случайным, так как причиной путешествия является
не само это место. Туристскими местами широкого профиля являются
образовательные центры, промышленные и административные комплексы, а также
транспортные системы. В отличие от туристских мест широкого профиля посещение
туристских мест узкого профиля является самоцелью. Сюда входят зоны с
различными туристскими достопримечательностями, что в конечном итоге и
привлекает туристов в данный регион. Все вышеизложенное позволяет представить
туристский регион как своего рода систему, набор связанных между собой
элементов (рис. 2.3).