На
российском рынке также функционирует система бронирования и резервирования,
разработанная фирмой "Туринтел", которая имеет выход на основные
международные системы "AMADEUS",
"Galileo", "Sabre"; система "Тур
Резерв", разработанная системой "Аримсофт".
Разделы
бронирования гостиничных услуг существуют и в глобальной компьютерной сети
Интернет. Наиболее популярным из них является Travel Web, открытый в марте 1996 года американской
компьютерной компанией
"Pegasus Systems". Travel Web содержит информацию о 94
странах мира, обо всех ведущих гостиничных цепях и более 200 авиакомпаниях.
Помимо бронирования, она располагает удобной системой поиска подходящих отелей
и авиарейсов.
Многие
авторы рассматривают понятие "гостиница" как производное от
латинского "hospitalis", что означает
гостеприимный. По поводу происхождения этого понятия сегодня существуют и другие
мнения. Одна из распространенных точек зрения сводится к тому, что английское
слово "hospitality" (гостеприимство)
происходит от старофранцузского
"hospice" (оспис), что означает "странноприимный
дом". Старейшим из учреждений такого рода является Hospice de Beaune (Оспис-де-Бон) в Бургундии,
известное также как
Hotel Dieu (Отель Дье) — "Дом Бога". Оно было основано в 1443 году как
благотворительная больница и приют для бедняков. Эта больница функционирует и в
настоящее время.
В
отечественной практике управления, сохранившейся до настоящего времени, слово "hospitality" связывают прежде всего с
понятием "госпиталь", означающим военно-медицинское учреждение для
стационарного лечения.
С
точки зрения здравого смысла о каком-либо гостеприимстве не может быть и речи
без удовлетворения первичных потребностей человека — потребностей в питании,
отдыхе и сне. В этой связи наиболее обоснованным и достаточно логичным является
следующее определение гостиницы.
Гостиница — это предприятие, предоставляющее людям, находящимся
вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых (комплексообразующими) в
равной степени являются услуга размещения и питания.
В
данном определении указывается на обязательное наличие двух главных услуг в
гостинице — размещения и питания. При этом их соотношение между собой может
сильно различаться, как наглядно показано на рисунке 1.1.
С
одной стороны шкалы находится предприятие, предлагающее услугу размещения и
только завтрак в номере либо в специальном помещении, с другой стороны — предприятие,
предлагающее услугу размещения и целый комплекс услуг питания (питание в
ресторанах европейской и национальной кухонь, барах, пиццериях, организация
сервиса питания на этажах).
Рис.
1.1. Соотношение услуги размещения и услуги питания в
разных гостиницах
Содержание услуги размещения состоит в том,
что, во-первых, в пользование предоставляются специальные помещения
(гостиничные номера), во-вторых, предоставляются услуги, выполняемые
непосредственно персоналом гостиницы: портье по приему и оформлению гостей,
горничными по уборке гостиничных номеров и т.д.