Гостиничные
номера являются основным элементом услуги размещения. Это многофункциональные
помещения, предназначенные для отдыха, сна, работы проживающих гостей.
Вследствие того, что гостиничные номера используются гостями преимущественно в
вечернее и ночное время, важнейшей их функцией является обеспечение возможности
сна. Значимость других функций гостиничных номеров прежде всего зависит от
назначения гостиницы и потребностей гостей. Например, в гостиницах делового
назначения очень важной функцией номеров является обеспечение гостю
возможности поработать, то есть здесь необходим письменный стол, телефон, факс,
компьютер и т.д.
В
гостиницах имеются различные категории номеров, отличающиеся площадью,
меблировкой, оборудованием, оснащением и т.д. (см. "Классификация
гостиничных номеров", с. 49). Однако независимо от категории каждый
гостиничный номер должен иметь следующую мебель и оборудование:
• кровать;
•
стул или кресло в расчете на одно место;
• ночной столик или тумбочку в расчете на одну кровать;
• шкаф для одежды;
•
общее освещение;
•
мусорную корзину.
Помимо
этого в каждом номере должна содержаться информация о гостинице и план
эвакуации на случай пожара.
Услуги по предоставлению гостям питания состоят из
комбинации различных процессов: производственного (приготовление блюд на
кухне), торгового (продажа готовых к употреблению продуктов, алкогольных и
безалкогольных напитков), сервисного (обслуживание гостей официантами в
ресторане, баре, кафе, гостиничных номерах).
К
дополнительным или прочим услугам
относятся предложение бассейна, спортивного, конференц-залов, залов для переговоров,
прокат автомобилей, услуги химчистки, прачечной, парикмахерской, массажного
кабинета и ряд других. В настоящее время дополнительные услуги приобретают все
большее значение в формировании рыночной привлекательности гостиничного
предприятия. Оставаясь основной, услуга размещения воспринимается гостями как
само собой разумеющееся. Повышенный же интерес вызывают услуги, выделяющие данную
гостиницу из ряда других. В большинстве случаев такими услугами выступают
дополнительные. Подтверждением этому является деятельность многих известных
гостиничных предприятий. К примеру, прочие услуги, ориентированные на
предоставление возможности заняться различными видами спорта, стоят на первом
месте в комплексе услуг немецкой гостиничной цепи "Робинзон-клуб",
состоящей из 30 гостиниц. Гостиницы известных швейцарских курортов Давоса,
Кран-Монтана, прежде чем привлечь на отдых высокооплачиваемых профессионалов,
банкиров, политиков, предоставили возможность проведения здесь международных
конференций, экономических форумов на самом высоком уровне, построив и оборудовав
конференц-залы и ряд других помещений с применением новейших достижений науки
и техники.
На
гостиничном предприятии услуги размещения, питания и прочие услуги дополняют
друг друга, в большинстве случаев являются взаимозависимыми и воспринимаются
гостем как единое целое. С учетом того, как они оформлены и скомбинированы в
единый комплекс, складывается определенный тип предприятия. Типология
гостиничных предприятий, получившая распространение в мировой практике
гостиничной индустрии, приведена в таблице 1.3.