С
начала 90-х годов на рынке экономической литературы появились переведенные на
русский язык книги зарубежных авторов, посвященные проблемам управления в сфере
гостиничного и ресторанного бизнеса. Все эти издания построены на анализе
деятельности предприятий гостеприимства в странах с развитой рыночной
экономикой. В предлагаемом учебном пособии максимально учтен и обобщен опыт
управления гостиницами и ресторанами в других странах. В основу пособия
положена германская модель управления предприятиями гостеприимства,
максимально адаптированная к условиям нашей действительности.
Следует
иметь в виду, что авторы не рассматривают досконально все возможные аспекты
менеджмента гостиниц и ресторанов. Такая цель не ставилась, поскольку ряд
вопросов менеджмента, которые применимы и для индустрии гостеприимства,
студенты изучают в других курсах ("Основы менеджмента",
"Культурология", "Психология и этика", "Деловой
этикет", "Основы дипломатии" и др.). Поэтому авторы сочли
необходимым рассмотреть прежде всего прикладные аспекты менеджмента гостиниц и
ресторанов, а также наиболее значимые вопросы классического менеджмента,
интерпретированные к индустрии гостеприимства.
С
учетом того что это по сути первое отечественное учебное пособие такого типа,
авторы будут благодарны за замечания и предложения по объему и содержанию
книги.
Авторы
выражают благодарность в подготовке рукописи своим коллегам с кафедры
управления туризмом во главе с профессором Дуровичем А.П., ректору БГЭУ
профессору Карсеко P.M., а также
руководству издательства "Новое знание" и директору издательского
центра БГЭУ Чесноковой Л.А.
Рассматривая
эволюцию предприятий индустрии гостеприимства, можно выделить периоды, которые
в историческом плане соответствуют периодам развития человеческого общества:
· древний;
· Средневековье;
· Новое время;
· современный период.
К
этому периоду общественного развития большинство историков относят появление
первых гостевых предприятий — прообразов современных гостиниц и ресторанов.
Упоминание о подобных предприятиях — тавернах — содержится в древних манускриптах,
одним из которых является кодекс царя Вавилонии Хаммурапи, написанный примерно
в 1700 году до н.э.
В
Древней Греции в I тысячелетии до н.э. таверны являлись важным элементом
социальной и религиозной жизни. Хотя в тавернах имелись помещения для
размещения путешественников, в большей степени они предназначались для
предоставления услуг питания. Развитие же торговли и связанные с ней
длительные разъезды требовали организации не только питания, но и ночлега. Это
обстоятельство и предопределило появление другого типа предприятий — постоялых
дворов.
Наиболее
разветвленная сеть постоялых дворов была создана на территории Римской
империи. Древнеримские постоялые дворы располагались вдоль главных дорог в городах
и деревнях на расстоянии один от другого примерно в