До
прибытия гостя служба приема получает из службы бронирования обработанные
заявки, в соответствии с которыми составляет карту движения номерного фонда,
помогающую вести учет свободных мест в гостинице. В большинстве крупных гостиниц
учет свободных мест производится автоматически с использованием специальной
компьютерной программы. В малых и средних гостиницах до недавнего времени (в
отдельных гостиницах и сейчас) для этой цели использовался специальный
номерной щит. Номерной щит имеет ячейки, куда вставляются разноцветные карточки
в соответствии с количеством дней пребывания клиента в гостинице. Разные цвета
позволяют видеть различные категории гостей. Например, зеленый цвет используется
для обозначения групповых туристов, желтый — участников конгресса, красный —
индивидуальных, белый — деловых и т.д. Такой номерной щит дает наглядную
картину загрузки номерного фонда и наличия свободных мест. Сведения о наличии
свободных мест в гостинице и количестве проживающих гостей четко и оперативно
передаются службой приема всем другим службам гостиницы.
В
службе приема также расположен щит для ключей от номеров. Как правило, он
снабжается специальными ячейками для корреспонденции гостей, телефонограмм и
другой письменной информации.
Сразу
же после размещения гостя в отеле расчетная часть открывает на его имя счет.
Обычно гость пользуется услугами различных служб гостиницы, предъявляя визитную
карточку или называя номер комнаты. Эти службы дают сведения о расходах гостя в
расчетную часть, которая включает их в общий счет. В конце пребывания гостя
расчетная часть рассчитывается с ним и информирует об этом все гостиничные
службы.
Одна
из функций службы приема — ведение картотеки гостей. На каждого гостя после его
пребывания в гостинице заполняется специальная карточка, в которой содержится
информация, собранная со всех служб гостиницы, имевших с гостем контакт. При
повторном приезде гостя эта информация дает возможность персоналу значительно
повысить качество обслуживания, позволяет во многом предвосхитить предпочтения
и пожелания гостя. Подобная работа очень важна для целей приобретения постоянных
клиентов и является дополнительной рекламой гостиницы. На современных
гостиничных предприятиях эту работу выполняют с помощью компьютерной
программы, позволяющей создать обширный банк данных о клиентах.
Важнейшей
функцией службы эксплуатации номерного фонда является поддержание необходимого
уровня комфорта и санитарно-гигиенического состояния гостиничных номеров, а
также общественных помещений (холлов, фойе, переходов, коридоров)
По
численности занятого персонала эта служба является самой крупной службой
гостиницы. Как правило, здесь работает до 50% всех служащих отеля.
Службу
эксплуатации номеров возглавляет менеджер, которому подчинены горничные,
дежурные по этажу, супервайзеры, стюарды и некоторые другие категории
работников.
Основной
обязанностью горничных является уборка номеров, независимо от того, заняты они
или свободны. Уборка номеров бывает: ежедневная, после выезда проживающего,
генеральная. Каждый день горничная выполняет текущую и промежуточную уборку
номеров.