сэндвичи — Subway;
блинчики — International House of Pancakes, Country Kitchen.
Рассматриваемый
признак классификации предприятий питания носит весьма условный характер, в
связи с чем один и тот же ресторан может быть одновременно и полносервисным и
специализированным. Например, специализируясь на блюдах французской кухни,
ресторан одновременно предлагает широкий (не менее 15) ассортимент их
наименований.
Среди
разных типов предприятий питания наиболее просто специализировать бары — в
зависимости от ассортимента реализуемых напитков (винные, пивные, молочные,
коктейль-бары и др.).
Закусочные
также подразделяются на предприятия общего типа и специализированные
(шашлычная, чебуречная, пиццерия, блинная, бульбяная, бульонная и т.д.).
Вместимость. Для ресторанов
она может составлять от 50 до 500 мест, кафе — от 50 до 150 мест, столовых —
50, 100, 200, 500 и более мест и т.д.
Форма обслуживания. По применяемым
формам обслуживания предприятия питания делятся на:
•
предприятия самообслуживания;
•
с частичным обслуживанием официантами;
•
с полным обслуживанием официантами;
•
с обслуживанием буфетчиками.
Время функционирования. По этому
критерию предприятия питания подразделяются на:
•
постоянно действующие;
•
сезонные;
а
также на:
•
работающие в дневное и вечернее время;
•
работающие в ночное время (ночные бары).
Уровень обслуживания. Предприятия
питания подразделяются на следующие категории:
•
люкс;
•
высшая;
•
первая;
•
вторая;
•
третья.
Согласно
ГОСТ Р 50762—95 рестораны подразделяются на три категории — люкс, высшая,
первая.
Культура
обслуживания — это организационная культура, направленная на обслуживание
клиентов на основе выработки определенных правил, процедур, практических
навыков и умений. Культура обслуживания диктуется политикой предприятия,
поддерживается системой поощрений персонала обслуживания и рядом других
мероприятий.
Культура
обслуживания вырабатывается каждым предприятием. На одном предприятии она
может быть очень низкой, на другом же — достаточно высокой. Проявление высокой
культуры обслуживания определяется через поведение персонала, который четко
знает, как действовать в любой ситуации и что от него ожидают клиенты и
руководство, а также тем, что высокая культура делает всех работников
целеустремленными и заставляет с уважением относиться к своему предприятию.
Культура
обслуживания — это сложное комплексное понятие, слагаемыми которого являются:
•
безопасность и экологичность при обслуживании;
•
эстетика интерьера, создание комфортных условий обслуживания;
•
наличие достаточного количества столовой посуды, приборов и столового белья;
•
знание и соблюдение персоналом этических норм обслуживания;
•
знание и соблюдение правил, устанавливающих порядок и очередность обслуживания
гостей;
•
знание специальных правил предложения и отпуска различных блюд и напитков, а
также технических навыков и приемов их подачи;