В решении интерьера учитывается специализация предприятий питания, контингент клиентов, на который они рассчитаны, применяемые методы обслуживания и ряд других факторов. При всем этом важно максимально раскрыть связь интерьера и окружающей предприятие среды: ландшафта, городского района, улицы. Это достигается применением различных архитектурных приемов, что часто играет для предприятия не меньшую роль, чем хорошая кухня.
Одним
из факторов, определяющих комфортные условия обслуживания на предприятиях
питания, является правильное освещение залов
и прилегающих помещений. Освещение вестибюля должно гармонировать с освещением
холлов, обеденных залов, баров, умывальных комнат, кабин лифтов и других
подсобных помещений. С помощью освещения можно подчеркнуть характер
предприятия, сформировать его образ. Особое внимание следует уделить организации
наружного освещения, которое способствует привлечению посетителей. Наружное
освещение самого здания, вывесок и подходов к нему должно гармонировать с
окружающей средой и в то же время привлекать внимание. Если предприятие расположено
на шумной городской магистрали, то и освещение должно быть динамичным, ярким.
Если ресторан или кафе располагаются в тихих уголках города, вдали от
транспортного шума, то предпочтительнее спокойное освещение, гармонирующее с
уютным интерьером.
В
зале ресторана с помощью освещения можно выделить отдельные зоны, направить
потоки посетителей. Наиболее интересные элементы интерьера следует выделять
более ярким светом.
Психологи
рекомендуют в обеденном зале делать освещение динамичным. Особенно ярким
освещение должно быть во время завтрака, чтобы клиенты могли читать газеты,
журналы. В вечернее время освещение должно способствовать созданию атмосферы
праздничности, торжественности или уюта. В некоторых ресторанах используют
комбинированное освещение, характеризующееся сочетанием зон с достаточно ярким
освещением и затемненных.
Основным
организующим и функциональным элементом интерьера предприятий питания,
оказывающим влияние на создание комфортных условий обслуживания, является мебель. К номенклатуре и видам используемых в ресторанах,
кафе, барах мебельных изделий кроме общих (функционально-технологических,
эргономических, эстетических) предъявляются следующие специальные требования:
•
соответствие мебели характеру работы предприятий, поскольку самообслуживание
или обслуживание официантами влияет на площадь стола, рассчитанную на одно
место за ним;
•
соответствие типу торгового зала (ресторан, кафе, банкетный зал, бар), от чего
зависят вид мебели и ее размеры;
•
удобство — соотношение между высотой стола и высотой сиденья стула, высотой
подлокотников и спинкой кресла (наиболее комфортным считается размер 20—31 см
— расстояние от сиденья кресла до столешницы);
•
гигиеничность, которая обеспечивается использованием соответствующих этому требованию
отделочных материалов.
Главным предметом меблировки предприятий питания являются столы. Основные конструктивные элементы стола — это столешницы и опоры. Столешницы могут быть различной конфигурации (круглые, квадратные, прямоугольные) и размеров. По виду опоры столы могут быть одно-, двух-, трех-, четырехопорные. Размеры столов определяются их назначением: для ресторанов — обеденные, фуршетные, банкетные; для кафе и столовых; для кафетериев и т.д.