Наличие достаточного количества столовой посуды,
приборов и столового белья. Важным условием обеспечения
высокой культуры обслуживания на предприятиях питания является наличие
достаточного количества столовой посуды, приборов и столового белья,
содержащихся в безукоризненном порядке. На предприятиях питания используется
посуда различных видов: фарфоровая, фаянсовая, стеклянная, хрустальная,
металлическая, деревянная, пластмассовая, посуда разового пользования. Количество
посуды, ее комплектность зависят от типа предприятий, их мощности, разнообразия
меню, режима работы, форм обслуживания, категории и некоторых других факторов.
Столовые
приборы, используемые на предприятиях питания, делят на две группы: основные и
вспомогательные. Основные приборы предназначены для приема пищи,
вспомогательные — для раскладки блюд.
К
основным приборам относят закусочный, рыбный, столовый, десертный, фруктовый. Закусочный прибор (нож, вилка) используется для сервировки
стола при подаче холодных блюд и закусок всех видов, а также некоторых горячих
закусок. Отличается от столового прибора меньшими размерами. Рыбный прибор (нож, вилка) используется для сервировки стола
при подаче вторых рыбных блюд. Прибор включает вилку с четырьмя короткими
зубцами и углублением для отделения костей и нож с коротким и широким лезвием
в виде лопаточки. Столовый прибор (нож, вилка,
ложка) используется для сервировки стола при подаче первых и вторых блюд при
отсутствии специального прибора. Десертный прибор
(нож, вилка, ложка) используется при подаче сладких блюд, сладких пирогов, арбузов
и т.д. По размеру десертный прибор немного меньше закусочного. Фруктовый прибор (вилка, нож с острым, коротким лезвием,
напоминающий перочинный) отличается от десертного меньшими размерами.
На
предприятиях питания для оформления зала и обслуживания используют различные
виды столового белья и скатертей. Классическим материалом для них является лен
и хлопчатобумажная ткань. В настоящее время используют такие материалы, как
шелк, тонкое сукно, акрил, дралон, присент, покулен.
Знание и соблюдение персоналом этических норм и
правил обслуживания. Особое место в работе предприятий питания
занимает этическая сторона обслуживания. Высокая этическая культура —
обязательная черта каждого работника индустрии гостеприимства. Это первейшее
нравственное требование. Грубость, бестактность, пренебрежительное отношение к
людям нетерпимы в любой сфере трудовой деятельности, но в сфере услуг они недопустимы.
Развитие высокой культуры обслуживания, ориентированной на запросы клиентов, имеет первостепенное значение в деятельности предприятий питания. Независимо от используемого метода обслуживания все работники ресторана, кафе, бара, буфета должны руководствоваться определенными правилами, направленными на создание у гостя максимального чувства комфорта. В качестве основного правила обслуживания следует усвоить то, что по отношению ко всем без исключения гостям персонал обслуживания должен быть безукоризненно вежлив, внимателен и тактичен. Гости практически всегда должны видеть обслуживающий персонал, но никогда (за редким исключением) не должны слышать их разговоров между собой. Популярность многих предприятий питания часто находится в прямой зависимости от этической культуры обслуживания, от вежливого и внимательного отношения официантов к посетителям. Производственный, организационный и эстетический аспекты не исчерпывают всех форм культуры обслуживания в современном ресторане. Чтобы обслуживание было действительно культурным, недостаточно иметь современное красивое предприятие с техническим оборудованием. Важно располагать на этом предприятии квалифицированными, знающими свое дело кадрами.