Считается,
что первым рестораном в США был открытый в 1831 году в Нью-Йорке известный ресторан
"Дельмонико". Вскоре это название стало синонимом изысканной пищи и
безупречного обслуживания.
На
развитие ресторанного дела в США в те годы большое влияние оказали французские
традиции. К 1852 году каждый первоклассный американский отель имел своего
французского шеф-повара. Меню также традиционно печаталось на французском
языке, что создавало англоязычным посетителям трудность в чтении. Благодаря
Джону Дельмонико, одному из владельцев ресторанов "Дельмонико",
впервые было введено двуязычное меню, в котором названия блюд на французском и
английском языках размещались друг против друга. Эта традиция привилась и с
годами получила широкое распространение в мире.
На
рубеже XIX-XX веков
индустрия гостеприимства превращается в важную отрасль. Строительством
гостиниц, подготовкой кадров, вопросами ценообразования начинают заниматься
гостиничные объединения, синдикаты, акционерные общества, корпорации. В начале
XX века наиболее заметными среди них были Лондонский синдикат владельцев
гостиниц, французский "Союз хозяев гостиниц". В 1906 году
организовывается Международный союз владельцев гостиниц, объединивший владельцев
1700 гостиниц из различных стран мира.
В
России в 1910 году насчитывалось 4685 гостиниц, находящихся в частном
владении, не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. Наиболее
популярными были гостиница "Метрополь", построенная в 1897—1907
годах в Москве Петербургским акционерным обществом, гостиница "Люкс"
(основатель — московский булочник Филиппов), Гранд-отель (владелец— купец,
миллионер Корзинкин), гостиницы Шевалдышева "Европа",
"Париж" и другие.
В
начале XX века в Минске функционировало около 30 частных гостиниц. Некоторые
из них представляли просто меблированные комнаты на 10—15 номеров. В Минске
также находилась самая большая гостиница Северо-Западного края — гостиница
"Европа", насчитывающая 30 номеров и предлагающая по тем временам
широкий спектр услуг: парикмахерскую с мужским и женским залом, ресторан,
библиотеку, лифт, автомобиль к вокзалу и др.
К
тенденциям развития предприятий индустрии гостеприимства, получившим развитие
в последние десятилетия, следует отнести:
1.
Углубление специализации гостиничного и ресторанного предложения.
2.
Образование международных гостиничных и ресторанных цепей.
3.
Развитие сети малых предприятий.
4.
Внедрение в индустрию гостеприимства новых компьютерных технологий.
В
последнее время наряду с традиционными полносервисными отелями и ресторанами
все больше стали появляться специализированные
предприятия с сокращенным набором предлагаемых услуг и блюд. Специализация
предприятий бывает самой разнообразной. Гостиницы могут ориентироваться на
обслуживание представителей определенного сегмента туристского рынка: например,
на клиентов, посвящающих свой отпуск игре в гольф, катанию на лыжах, конным
турам и т.д., туристов, выезжающих на конгрессы, выставки, ярмарки и т.п.