Рестораны,
как правило, специализируются на приготовлении национальных блюд, ужинов,
завтраков. Огромную популярность во всем мире приобрели рестораны быстрого
обслуживания, специализирующиеся на гамбургерах и жареной картошке (McDonald's), пицце (Pizza Hut, Domino, Little Ceasar), бифштексах (Sizzler), морепродуктах (Red Lobster), сэндвичах (Subway). В этой связи особый интерес
представляют также рестораны, ориентированные на какую-либо тему: Дикий Запад,
рок-н-ролл, футбол, самолеты, железная дорога, ностальгия по 50-м, обеденный
дом и т.д. Обычно они предлагают ограниченное количество блюд, их главная
задача состоит в создании настроения и атмосферы.
Углубление
специализации предприятий гостеприимства взаимосвязано с такой важнейшей
тенденцией, как образование международных цепей, которые играют
огромную роль в разработке и продвижении высоких стандартов обслуживания.
Говоря
о цепи, обычно подразумевают группу предприятий, которые осуществляют
коллективный бизнес и находятся под непосредственным контролем руководства
цепи. Цепь может иметь собственные здания или арендовать их. Руководство цепи
имеет преимущества при разделе прибыли, но в то же время несет ответственность
за все потери, возможные при любых (в частности финансовых) операциях.
Большинство
из того, что сейчас считается "стандартом в производстве", либо имело
свое начало, либо получило поддержку в гостиничных цепях. "Холидей
Инн" была первой гостиничной цепью, которая активно использовала
телеконференцию. Гостиницы корпорации "Хайятт" всегда будут
ассоциироваться с большим фойе с элементами планировки атриума и стеклянными
лифтами. Овощные бары, откатывающиеся окна, компьютерный учет номерного фонда
— это лишь некоторые примеры нововведений.
К
середине 90-х годов под контролем крупнейших гостиничных объединений и цепей
находилось более 30% всего мирового гостиничного фонда. Как и многие другие
тенденции, образование гостиничных цепей получило свое начало в США.Особенно
интенсивно этот процесс внедрялся в экономику гостеприимства в 60-х годах. К
началу 90-х годов влияние американских гостиничных цепей стало доминирующим в
мире. Они вытеснили из десяти ведущих мировых гостиничных цепей европейские
цепи Travelodge International и Master Hosts International, оставив в
настоящее время только две — Ассоr (Франция) и Forte PLC (Великобритания) (табл.
1.1).
Таблица
1.1 Десять крупнейших гостиничных цепей мира
№ п/п |
Название гостиничной цепи |
Число предприятий |
Общее число номеров |
Число стран, в которых находятся предприятия |
1 |
Hospitale Franchise |
4400 |
435 000 |
6 |
2 |
Holiday Inn Worldwide,
Atlanta |
2031 |
365 309 |
62 |
3 |
Choice Hotels International, Silver Springs |
3467 |
299 881 |
38 |
4 |
Best Western International, Phoenix |
3401 |
276 659 |
60 |
5 |
Accor, Paris |
2205 |
252 887 |
73 |
6 |
Marriott Hotels and
Resorts, Bethesda |
898 |
186 656 |
27 |
7 |
ITT Sheraton Corp., Boston |
417 |
129 937 |
61 |
8 |
Forte PLC, London |
959 |
98 450 |
60 |
9 |
Hilton Hotels Corp.,
Beverly Hills |
223 |
92 119 |
8 |
10 |
Carison Hospitality Group,
Minneapolis |
368 |
83 258 |
39 |
Международная
гостиничная ассоциация (МГА) подразделяет гостиничные цепи на три категории: