• первая — это корпоративные цепи — гостиничные корпорации, владеющие
многочисленными предприятиями;
• вторая — цепи независимых предприятий, которые объединяются для
использования общей системы бронирования, концепции маркетинга, рекламы и
других дорогостоящих для отдельного предприятия услуг;
• третья — цепи, представляющие управленческие услуги.
Существует
много точек зрения на то, что послужило причиной успеха цепей. Однако
бесспорными причинами являются постоянство в качестве продукта, идентичность
услуг на разных предприятиях, а также доступность цен.
Каждый
тип гостиницы, входящий в гостиничную цепь, имеет свою марку (см. параграф
1.3). Преимуществом тех компаний, которые строго придерживаются своих фирменных
наименований, является то, что потребители, пользующиеся услугами одной
гостиничной цепи, достаточно четко представляют качество обслуживания и
размещения на предприятии, принадлежащем этой цепи, независимо от его
месторасположения. Это позволяет гостиничным цепям задолго до открытия новой
гостиницы проводить ее рекламу и бронирование, будучи уверенным, что
постоянные клиенты предпочтут новую гостиницу известной марки случайному
выбору, сделанному во время поездки. Практика показывает, что гостиничная цепь
еще задолго до открытия гостиницы начинает проводить бронирование мест. С этого
же времени название гостиницы и все ее реквизиты включаются в национальный
перечень гостиниц, а также во всевозможные специальные справочники.
Тенденция
образования гостиничных объединений и цепей в последние годы наблюдается и в
государствах СНГ. В октябре 1997 года в Москве была создана первая российская
гостиничная цепь — "Норд-отель", представляющая собой добровольное
объединение из двенадцати гостиничных предприятий различных
организационно-правовых форм Северо-Восточного округа Москвы, таких как
"Алтай", "Байкал", "Восток", "Восход",
"Заря", "Звездная", "Золотой Колос", ММК
"Молодежный", "Останкино", "Саяны",
"Турист", "Ярославская", ГАО "Москва" (25%
гостиничных мест Москвы). Организационно-правовая форма "Норд-отеля"
— закрытое акционерное общество.
С
начала 90-х годов в строительстве, реконструкции и управлении гостиницами в
России также принимают участие международные гостиничные цепи (табл. 1.2).
Таблица
1.2
Международные гостиничные цепи
Название цепи, страна |
Название гостиницы |
Город расположения |
Вместимость |
Год введения в эксплуатацию |
|
номеров |
мест |
||||
Магсо Polo Hotels and Resorts (Австрия) Dusit Thani Kempinski (Таиланд) Accor (Франция) Radisson SAS (США) Inter-Continental Hotels (Великобритания) Forte PLC (Великобритания) IMP Group Ltd - (Канада) New World Renaissance Hotels (Гонконг) |
Марко Поло Пресня Москва Палас-отель Палас-отель Невский Береста Палас-отель Балчуг Кемпински Гранд-отель Европа Новотель Софитель Рэдиссон- Славянская Рэдиссон- Лазурная Метрополь Националь Аэростат Олимпик Пента Ренессанс |
Москва Москва Санкт- Петербург Новгород Москва Санкт- Петербург Москва Москва Москва Сочи Москва Москва Москва Москва |
68 ' 221 287 250 234 301 488 195 430 300 403 231 413 473 |
120 442 574 500 468 560 976 400 860 600 750 378 826 946 |
1992 1993 1993 1992 1992 1992 1992 1991 1991 1993 1991 1995 1991 1991 |
Кроме
гостиничных цепей на мировом туристском рынке активно функционируют
специфические объединения, основная цель которых — объединить лучших
представителей гостиничного бизнеса. К примеру, с 1928 года ведет работу по
определению самых лучших отелей мира международная корпорация "Ведущие
отели мира". Она ежегодно помещает сведения о лучших предприятиях в своем
специальном каталоге. Подобную работу около 30 лет проводит и международная
организация "Привилегированные отели и курорты мира". С 1968 года функционирует
международная гостиничная ассоциация "Тишайшие отели мира",
штаб-квартира которой находится в Париже. При вступлении в эту ассоциацию
оцениваются три следующих критерия: естественная и приятная окружающая среда;
уютное здание и интерьер гостиницы со своим характерным обликом;
гостеприимство, отвечающее всем современным требованиям, в том числе и
прекрасная кухня.