При
организации завтраков, обедов и ужинов используются различные методы обслуживания:
•
обслуживание "а ля карт";
•
"а парт";
•
"табльдот";
•
шведский стол;
•
буфетное обслуживание.
Обслуживание "а ля карт " (a la carte). Гости из
карты-меню блюд и напитков выбирают то, что им больше всего нравится. Заказ
передается на кухню и сразу же начинается приготовление и сервировка заказанных
блюд и напитков. При таком обслуживании гость имеет возможность получить от
официанта совет, а официант со своей стороны активно участвует в выборе блюд и
напитков.
В
данном случае уместно говорить о суггестивном сервисе (суггестия — внушение).
Умение внушить гостю идею заказать то или иное блюдо или напиток — мощное
средство увеличить прибыль ресторана. Элементы суггестивного сервиса нисколько
не обижают клиентов и даже, наоборот, клиенты довольны, что официант что-то им
советует, стараясь угодить их вкусам и пристрастиям. Часто официант может
посоветовать попробовать какое-то блюдо, о котором гость просто никогда не
слышал и не знает, что это такое. Советы же о том, какие вина сочетаются с
блюдами, заказанными гостями, всегда принимаются с благодарностью, поскольку в
таких вещах мало кто сведущ. Цель суггестивного сервиса — превратить
обслуживающий персонал в умелых продавцов ресторанных услуг, в совершенстве
знающих свой товар.
Несмотря
на то что метод "а ля карт" считается самым трудоемким, в настоящее
время он является и самым распространенным методом обслуживания в ресторанах,
так как больше всего соответствует желаниям гостей.
"А парт "
(a part). При данном методе обслуживания гости,
предварительно сделав заказ, обслуживаются в установленный промежуток времени.
Очень часто встречается в домах отдыха и курортных гостиницах.
"Табльдот"
(table d'hote). Отличается от "а парт" тем, что все гости
обслуживаются в одно и то же время и по одному и тому же меню. Обслуживание
начинается тогда, когда все гости соберутся за столом. Часто используется в
пансионатах, домах отдыха и других средствах размещения, где производственные
мощности и возможности кухни достаточно ограничены.
Шведский стол. Представляет широкий выбор блюд со свободным
доступом: можно взять все, что угодно, из того, что предложено и выставлено.
Это может быть и довольно скудный набор (джем, хлеб, масло, 2—3 сорта колбасы и
сыра, один вид сока, чай, кофе), и по-настоящему обильный стол с многочисленными
блюдами. Все зависит как от категории отеля, так и от страны.
Данный
метод обслуживания имеет ряд преимуществ:
•
увеличивает пропускную способность ресторанного зала;
•
ускоряет процесс обслуживания;
•
требует меньшей численности квалифицированного персонала и т.д.
Все
категории гостей с одобрением воспринимают этот метод обслуживания, поскольку
он позволяет выбирать себе пищу по вкусу и в количестве, удовлетворяющем
аппетит.
Буфетное обслуживание. Буфеты предполагают
самообслуживание гостей. Обслуживающий персонал пополняет ассортимент блюд и
закусок, приносит дополнительные порции, дает гостям советы при выборе еды,
открывает бутылки с напитками, готовит чай или кофе, убирает использованную
посуду и приборы. Ассортимент буфетной продукции зависит от условий ее приготовления
и отпуска и может быть самым разнообразным: прохладительные и горячие напитки,
хлебобулочные и кондитерские изделия, молочнокислые продукты, фрукты,
всевозможные бутерброды, закуски и т.д.