Во
время функционирования ресторана, кафе, бара перестройка кухонного
оборудования обходится очень дорого. В этом случае проще изменить меню,
приспособив его к уже имеющемуся оборудованию. Меню должно быть составлено
так, чтобы равномерно задействовать имеющиеся мощности. Меню, которое
перегружает определенную часть оборудования, например гриль, бройлер или
фритюр, снижает его производительность, замедляет обслуживание и делает
контроль за качеством более затруднительным.
Тенденции
70—80-х годов двадцатого столетия, среди которых главной было стремительное
развитие цепей предприятий общественного питания, привели к тому, что к
разработке и подготовке меню стали относиться как к серьезной науке. Меню было
положено в основу строительства и поставки оборудования. Предприятия стали
закупать и устанавливать строго определенное оборудование, необходимое для
приготовления блюд, предусмотренных в меню.
Наличие и свежесть необходимых ингредиентов. Большинство
ингредиентов, необходимых для приготовления блюд, должны иметься в наличии
круглый год. Клиентов важно правильно проинформировать о том, из каких
продуктов были приготовлены блюда: из свежих, замороженных, консервированных,
сушеных и т.д. Следует также иметь в виду, что одни и те же блюда в разное
время года имеют различные цены, что прежде всего обусловлено сезонными
изменениями цен на продукты (к примеру, свежие овощи и фрукты намного дешевле
летом и осенью, чем зимой и весной).
Качественный анализ и оптимизация меню. Цель качественного
анализа меню состоит в том, чтобы сократить ассортимент предлагаемых блюд,
оставив лишь те, которые пользуются наибольшим спросом и приносят высокую
прибыль. Меню не должно представлять кулинарный справочник.
Известны
несколько классических методов анализа меню. Один из старейших методов был
предложен Джеком Миллером. В основе его анализа лежит разделение ассортимента
блюд на две группы:
1)
блюда, пользующиеся спросом клиентов,
2)
блюда, не пользующиеся спросом клиентов.
Пользующиеся
высоким спросом блюда Джек Миллер называл "победителями", несмотря на
низкий процент рентабельности.
В
1985 годуХайесом и Гуфманом был предложен метод, в основе которого лежит
ранжирование блюд в меню — присвоение каждому блюду индивидуального ранга в
зависимости от прибыльности. Блюда первых трех рангов приносят наивысшую
прибыль (табл. 4 4).
Таблица 4.4
Ранг |
Блюдо |
Чистая прибыль (убыток) (усл. ед. ) |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Лангет Филе куриное в белках Помидоры, фаршированные сырным салатом Салат из кукурузы с черносливом Карбонад с гарниром Креветки Грибы, запеченные в сметане Осетрина заливная Спагетти Баранина, жаренная на вертеле |
58,30 26,66 21,03 19,75 16,65 -2,32 -10,15 -17,74 -19,40 -20,35 |
В
основе других методов качественного анализа меню лежит разбивка ассортимента
блюд на четыре основные группы (каждая — с наименьшими и наибольшими объемами
спроса (продаж), прибылью и другими показателями), а затем оптимизация меню на
основе сравнительного анализа.