Метод
Миллера, разработанный в 1980 году, предполагает следующую матрицу:
вертикальная ось координат — объем продаж, горизонтальная ось координат —
себестоимость (в процентах) (рис. 4.6). Лучшими ("лидерами")
признаются блюда с наименьшей себестоимостью и большим спросом (объемом
продаж).
Рис. 4.6. Анализ меню по методу Миллера
В 1982 году профессором Вашингтонского университета Доналдом Смитом в учебном курсе "Инжиниринг меню" была предложена схема, состоящая из четырех позиций, оценивающих каждое блюдо в меню. Блюда, занимающие наилучшую позицию, называются "звездами" (рис. 4.7). Они обладают высокой валовой прибылью (горизонтальная ось координат) и самым высоким объемом продаж (вертикальная ось), причем валовую прибыль Смит определяет как разницу между ценой и себестоимостью — без учета объема продаж.
Противоположную
(наихудшую позицию) в матрице занимают блюда "собачки".
В
меню каждого предприятия обычно присутствуют все четыре позиции блюд: от
"звезд" до "собачек". Менеджеры стремятся увеличить число
"звезд" и вовсе избавиться от "собачек". Однако на практике
сделать это очень трудно, поскольку случается так, что сегодняшняя
"звезда" завтра надоедает гостям и превращается в "загадку"
или "рабочую лошадку". И наоборот, блюдо "загадка"
превращается в очередную "звезду".
Рис. 4.7. Анализ меню по методу Д.Смита
В 1983 году Дэвид Пэйвесик для анализа меню предложил руководствоваться комбинацией трех переменных: себестоимостью блюд, валовой прибылью, объемом продаж (рис. 4.8).
Рис. 4.8. Анализ меню по метолу Д.Пэйвесика
В предложенной матрице лучшие позиции — у блюд с низкой себестоимостью и высокой валовой прибылью (средневзвешенной), дополненной высоким объемом продаж.
Проводя
сравнительный анализ меню по всем предложенным методам, в обязательном порядке
необходимо учитывать следующие условия:
•
различные группы блюд в меню (закуски, основные блюда, десерты и т.д.);
•
время еды (ланч, ужин и т.д.) и форму обслуживания;
•
размер ресторана и тип управления;
•
период действия анализа.
Точность составления и внешние особенности
оформления меню. Меню должно содержать
перечень именно тех блюд, которые есть в наличии или могут быть приготовлены
для гостей.
Внешний вид меню должен отражать рыночную концепцию, облик и дизайн предприятия. Палитра, используемая при оформлении меню, должна соответствовать цветовой гамме, используемой при отделке помещения ресторана. Размер и четкость шрифта определяются с учетом освещенности зала, так как слабое освещение в зале затрудняет гостям чтение меню.
Меню
может быть напечатано на различных материалах: от тонкой бумаги разового
пользования до специально выделанной кожи или пергамента. Однако чаще всего
меню печатают на недорогой бумаге, которую потом вкладывают в прочную обложку
длительного пользования.
Часто
используется многоцветная печать с фотографиями (рисунками) предприятия, его
залов, фирменных и национальных блюд. Несмотря на то что украшение карты меню
помещением на ней фотографий блюд "звезд" или "загадок"
широко используется в ресторанном бизнесе, отношение к этому специалистов
неоднозначно. Так, французские специалисты склоняются к тому, что всякие
картинки и фотографии на карте меню ни к чему. Клиент должен вообразить блюдо,
а не рассматривать его на фотографии.