14
В чем суть качественного анализа меню? Назовите и охарактеризуйте методы
анализа меню.
Существуют
различные подходы к толкованию понятия "качество услуги". Наиболее
употребляемым является определение, данное в Международном стандарте ИСО
8402-94 "Управление качеством и обеспечение качества. Словарь":
"Качество услуги — это совокупность характеристик услуги,
которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые
потребности".
В МС ИСО 8402-94 также принят термин "качество обслуживания", которое рассматривается как совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя.
К
важнейшим характеристикам услуги,
обеспечивающим ее способность удовлетворять определенные потребности,
относятся:
•
надежность;
•
предупредительность;
•
доверительность;
•
доступность;
•
коммуникативность;
•
внимательное отношение.
Надежность определяется как
способность персонала в точности предоставить обещанную услугу. С обеспечения
надежности должна начинаться разработка программы качественного сервиса.
Основанием для надежности является компетентность персонала обслуживания.
Сгладить некомпетентность персонала не помогут ни большие затраты на
реконструкцию и обновление гостиничного здания, ни дружелюбное и приветливое
обслуживание клиента.
Предупредительность — решимость
помочь клиенту и без задержки оказать услугу. Во время обслуживания очень
часто возникают нештатные ситуации или же у клиентов появляются особые желания
(поставить в номере белый рояль или кровать "королевских размеров" и
т.д.). В подобных случаях оценивается способность предприятия найти
неординарное и эффективное решение. Особенность деятельности предприятий сферы
услуг и, в частности, гостиничных такова, что здесь всегда возникали и будут
возникать нештатные ситуации. Поэтому необходимо заранее спланировать
варианты устранения подобных проблем и выработать собственные принципы работы.
В таких случаях необходима качественная работа персонала, который должен
незамедлительно реагировать на возникающие проблемы в соответствии с принципами
каждого конкретного предприятия в работе с требовательными и скандальными
клиентами (согласно Правилу Парето можно предположить, что 20 % клиентов
создают 80 % проблем). Исследования, проведенные на гостиничных предприятиях,
подтверждают, что одна из первых мыслей, возникающих у персонала обслуживания
во время конфликтных ситуаций, — это стремление защитить себя, доказать, что
они не причастны к возникновению проблемы. Данное обстоятельство
свидетельствует о неуверенности служащих в том, что руководство действительно
поощряет заботу об удовлетворении клиентов. В противном случае вместо
углубления конфликта и доказательства своей правоты они прежде всего
попытались бы справиться с проблемой, проявив великодушие по отношению к
"придирчивому" клиенту. Клиент в действительности не всегда прав.
Однако какую выгоду получит гостиничное предприятие, доказав, что клиент не
прав? Несомненно, оно потеряет клиента, а привлечь нового будет гораздо сложнее
и дороже. Исследования, проведенные Международной ассоциацией обслуживания
клиентов, показали, что завоевание нового клиента стоит в пять раз дороже, чем
сохранение старого. Другое же исследование, проведенное Институтом программ
исследований по техническому содействию, свидетельствует, что 91 % недовольных
клиентов больше никогда не обратится на это предприятие и каждый из них
поделится рассказом о своих проблемах минимум с девятью другими клиентами.
Однако от 54 до 70 % клиентов снова воспользуются услугами
"предприятия-обидчика", если их жалобы были удовлетворены. Если же
клиенты видят, что возникающие проблемы решаются очень быстро, то эта цифра
возрастает до 95 %.