Отборочное восприятие означает, что одна и та же
услуга воспринимается всеми ее потребителями по-разному, вследствие
индивидуальности их характера, интересов, личных качеств, знаний, а также
ситуации, в которой происходит потребление услуги. К ситуационным особенностям
восприятия качества относится предоставленное в распоряжение время (например,
в спешке можно не заметить, а в спокойной обстановке рассмотреть все детали),
конкретная обстановка (например, при плохой погоде отдыхающие — клиенты
курортных гостиниц начинают обращать внимание на мебель и обстановку номера, у
них проявляется повышенный интерес к качеству питания и т.д.).
Восприятие
качества может во время потребления приспосабливаться
к сформировавшимся ожиданиям. Если воспринимаемое качество незначительно
отклоняется от ожиданий, то потребитель подгоняет восприятие под свои ожидания.
Но если воспринимаемая услуга полностью не соответствует ожиданиям, возникает
эффект контраста: более высокие ожидания усиливают эффект контраста. Крайний
случай неудовлетворения, как правило, отмечается, если человек уже создал для
себя определенный образ и выбирает из того, что ему предложили, только ту
информацию, которая входит в рамки этого образа.
Постоянное
исправление воспринимаемого происходит,
когда потребитель пытается использовать чужой опыт — друзей, коллег по работе,
соседей, которым знакома услуга или ее отдельные элементы. В результате
укрепляются положительные впечатления, а негативные вытесняются либо наоборот.
Описанная
модель восприятия потребителем качества услуги позволяет рассмотреть это понятие
как единство трех составляющих частей:
•
базового качества;
•
требуемого качества;
•
желаемого качества.
Базовое (основное) качество — это
совокупность тех свойств услуги, наличие которых потребитель считает
обязательным, само собой разумеющимся. Надеясь обнаружить эти качества, потребитель
не считает необходимым говорить о них производителю. Примерами базовых качеств
для услуг гостиничного предприятия могут быть:
•
наличие чистого постельного белья и полотенец при заселении в гостиницу;
•
ежедневная уборка номера горничной;
•
гарантии безотказной работы телевизора и другой аппаратуры, имеющейся в
номере;
•
безошибочные операции при проведении окончательного расчета с гостем за
проживание и т.д.
Обеспечение базовых качеств услуги может требовать постоянных усилий и затрат ресурсов предприятия. Вместе с тем производитель должен всегда иметь в виду, что базовые показатели качества не определяют ценности услуги в глазах потребителя. С другой стороны, их отсутствие может повлечь за собой негативную реакцию потребителя (клиента). Производитель сильно рискует своим имиджем и последующим бизнесом, если он не уделяет надлежащего внимания базовому качеству услуги.
Требуемое (ожидаемое) качество — это
совокупность технических и функциональных характеристик услуги. Они показывают,
насколько услуга соответствует тому, что было запланировано производителем.
Именно требуемые свойства услуги обычно рекламируются и гарантируются
производителем. Примерами требуемых технических характеристик гостиничных
услуг являются: наличие коммунальных удобств в номерах (ванны, душа, туалета),
кондиционеров, конференц-залов, переговорных комнат и т.д. Примерами требуемых
функциональных характеристик гостиничных услуг могут быть: круглосуточное
обслуживание в номерах и на этажах, ежедневная доставка свежей прессы и т.д.