Добровольная сертификация проводится по инициативе
юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и
органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Решение о
добровольной сертификации обычно связано с проблемами конкурентоспособности
услуг, продвижением услуг на рынок (особенно зарубежный), предпочтениями
покупателей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифицированные
услуги. При сертификации услуг используются схемы, представленные в таблице
5.1.
Таблица 5.1
Наиболее распространенным примером добровольной сертификации в индустрии гостеприимства является сертификация предприятий на соответствие требованиям определенной категории по действующей классификации (см. главу 1).
Вехой
в развитии добровольной сертификации гостиниц можно считать 1989 год, когда ВТО
разработала проект "Международная гармонизация критериев гостиничной
классификации на основе классификационных стандартов", одобренный
региональными комиссиями (Мадрид, ВТО, 1989, 30. XI).
Добровольная
сертификация проводится органами по сертификации по договорным ценам и только
после получения обязательного сертификата безопасности.
Порядок
проведения сертификации услуг включает:
1)
подачу заявки на сертификацию;
2)
принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;
3)
разработку методики проведения проверки;
4)
проведение сертификационной проверки;
5)
выдачу сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия,
заключение договора на проведение инспекционного контроля за соответствием;
6)
осуществление инспекционного контроля за соответствием сертифицированной
услуги требованиям нормативных документов.
Инспекционный
контроль осуществляется органом, выдавшим сертификат, в течение всего срока
действия сертификата, но не реже одного раза в год, в форме периодических и
внеплановых проверок. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в
котором дается оценка результатов контроля и заключение о возможности
сохранения действия выданного сертификата. Акт хранится в органе по
сертификации, а его копии направляются исполнителю услуг и организациям, принимавшим
участие в инспекционном контроле.
В
случае выявления нарушений действие сертификата может быть приостановлено либо
прекращено.
Важнейшая
роль в развитии концепции Всеобщего Управления Качеством (ВУК или TQM — Total Quality Management) принадлежит американским
ученым Э. Демингу и Дж. Джурану. Разработанные ими философия качества и методы
обеспечения качества являются основополагающими в теории ВУК. В изданной в
1982 году книге Э. Деминга "Качество, продуктивность, конкурентоспособность"
содержатся 14 знаменитых постулатов менеджмента, практическая реализация
которых в сущности и составляет концепцию ВУК.
1.
У персонала предприятий должно быть выработано постоянное стремление к
повышению качества продукции и услуг. Повышение качества должно осуществляться
не эпизодически, а непрерывно и планомерно, стать одной из важнейших задач
производителя. При этом необходимо обеспечить рациональное размещение ресурсов,
удовлетворение долгосрочных потребностей, конкурентоспособность, наращивание
бизнеса, занятость и создание новых рабочих мест.