Основная
заслуга в разработке систем ВУК принадлежит Японии. Учитывая опыт Японии и
ряда стран Запада, при реализации постулатов Деминга особое внимание следует
уделить следующим моментам:
•
эмоциональной сфере. Как отмечалось
ранее, необходимо устранить страх сотрудников перед наказанием или увольнением,
заменив его доброжелательными отношениями между сотрудниками и руководством;
•
мотивационной сфере. Следует отказаться
от пустых неконкретных лозунгов, так как они не являются мотивирующими
факторами;
•
развитию человеческих ресурсов.
Рекомендуется поощрять образование и самообразование;
•
взаимоотношениям между руководителем и
подчиненными. Считается, что задача руководителя не контролировать,
а помогать подчиненным в их работе;
•
взаимоотношениям между разными отделами и службами.
Рекомендуется не только устранять барьеры между отделами, но и
поощрять взаимопомощь.
Рис. 5.2. Ключевые элементы
BУK
Важнейшими элементами ВУК являются (рис.
5.2):
•
акцентирование всей деятельности на требованиях и пожеланиях потребителей;
•
обеспечение возможности и реальное участие каждого в процессе достижения
главной цели — удовлетворить запросы потребителей;
•
постоянное и непрерывное улучшение качества;
•
фокусирование внимания на процессах, рассматриваемых в качестве оптимальной
системы достижения главной цели — максимизации ценности продукта для
потребителя и минимизации его стоимости;
•
базирование всех решений только на фактах, а не на интуиции или опыте
работников.
Акцент на потребителя. В центре
концепции ВУК — роль потребителя. Качество оценивается только потребителем и
поэтому должно быть поставлено в зависимость от его нужд и пожеланий. Это
значит, что потребитель является участником процесса, осуществляемого
производителем, и заинтересован в конечном результате, являясь главным
арбитром в его оценке.
Новая
парадигма, порожденная главенствующей ролью потребителя, заключается в
следующем:
•
процессы существуют, чтобы удовлетворять нужды людей и потребности общества;
•
процессы полезны, если они добавляют ценность для людей и общества;
•
желания и нужды различны во времени и пространстве (для разных культур и у
разных наций);
•
потребности и процессы их удовлетворения могут быть смоделированы и отслежены с
помощью статистического анализа;
•
лучшая модель процесса удовлетворения потребностей общества должна быть
принята руководством при непосредственном участии каждого члена общества.
В
соответствии с новой парадигмой любой процесс для удовлетворения нужд должен
гармонично учитывать как интересы общества, так и интересы каждого конкретного
человека.
Новая
парадигма изменяет наше представление о ценности не только продукта, но и
каждого участника процесса его создания. Если ранее ценился работник, который
беспрекословно выполнял указания руководителя — "босс всегда прав",
то теперь ценность его работы оценивается потребителем — "потребитель
всегда прав".
Акцент
на потребителя означает не только его главенствующую роль в деятельности
системы, но и получение достоверной информации о нуждах и желаниях
потребителя. Поэтому появляется необходимость в контактном персонале, от
которого зависит не только достоверность поступающей информации, но и субъективный
имидж предприятия в глазах потребителя. Так, клиент получает первое впечатление
от гостиницы, в которую решил поселиться, от сотрудников служб обслуживания,
приема и размещения. От того, каким будет это впечатление, зависит имидж
гостиницы (см. главу 2).