Основное
требование ВУК — рассмотрение потребителя как участника процесса создания
высококачественного продукта (услуги).
Первым
шагом, который необходимо предпринять для того, чтобы включить потребителя в
процесс создания высококачественного продукта, является определение его
желаний и нужд. Для этого необходимо исследовать рынок и реализовать рыночные
ожидания при планировании, разработке и изменении продукта.
Существует
много различных методов поиска и сбора данных об ожиданиях потребителя. Каждый
из этих методов имеет свои преимущества и недостатки, не обеспечивая полноту
ответов на вопросы, интересующие производителя. Наиболее популярными являются
следующие методы:
•
письменное анкетирование потребителя при помощи заранее подготовленной анкеты;
•
личное анкетирование потребителя (в том числе и по телефону), обеспечивающее
более быстрый ответ;
•
групповое обсуждение проблемы в коллективах потребителей, представляющих собой
группу из 8—12 человек, согласившихся встретиться в свободное от работы время;
•
наблюдения за потребителем.
Помимо
вышеуказанных прямых методов контакта производителя с потребителем, существует
ряд косвенных методов, позволяющих получить необходимые данные. Примерами
таких методов являются учет данных, полученных на основании публикуемых
исследований рынка, специальных отзывов, жалоб потребителей, принятие на себя
роли клиента и т.д. В целом необходимо использовать несколько методов
одновременно, чтобы получить действительную картину "желаний и нужд
потребителя".
Акцент на процесс. ВУК
рассматривает процесс как любую организованную деятельность. У процесса есть границы, определяемые
начальной стадией (вход) и конечной (выход).
Процесс
выполняет свою деятельность, используя ресурсы (людей, оборудование и т.д ),
которые должны быть распределены в нем. Поэтому процесс
в соответствии с МС ИСО 8402 — это совокупность взаимосвязанных ресурсов и
деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие. Часто ресурсы
рассматриваются как вход процесса. По своей сущности процессы могут быть:
1)
индивидуальными, выполняемыми отдельными индивидуумами;
2) функциональными, или вертикальными, отражающими деятельность предприятия по вертикали и соответствующими его структуре взаимодействия руководителей, отделов, подразделений и служащих;
3)
деловыми, или горизонтальными, которые пересекают по горизонтали деятельность
предприятий и представляют собой совокупность взаимосвязанных интегрированных
процессов, обеспечивающих финальные результаты, соответствующие интересам
предприятия (рис. 5.3).
Рис. 5.3. Схема делового (горизонтального) прохождения процесса в
организации
В результате деятельности предприятия может выполняться огромное количество процессов. В то же время один процесс может пересекать многие сферы деятельности предприятия.
С
точки зрения ВУК процесс необходимо рассматривать как источник качества. Отсюда
следует, что качество процесса равно качеству результата этого процесса.
Фокусировка внимания на процесс означает, что главным фактором является профилактика,
а не исправление ошибок.