Влияние
на процесс, а не на результаты процесса — базовая концепция управления
процессами предприятия, работающего в условиях ВУК. Нельзя ожидать конечного
результата, а затем исправлять ошибки. Необходимо влиять на сам процесс, чтобы
не допустить их.
Постоянное улучшение качества. Непрерывное
улучшение качества является одним из основных элементов успеха стратегии
качества. Оно может быть крупным или постоянным мелким. «Крупные улучшения
предполагают единовременную кардинальную реорганизацию процесса и требуют
больших инвестиций. Крупное улучшение качества связано с применением принципиально
новых технологий, широкой реконструкцией и т.д. Улучшения такого рода японцы
называют КАЙРИО (KAIRYO). Они характерны
для западного предпринимательства.
Система
улучшения КАЙРИО характеризуется следующими особенностями:
•
не требуется больших усилий людей, а требуются большие инвестиции;
•
только несколько специалистов вовлечены в систему улучшения;
•
необходимо использовать лишь ограниченное количество технологий;
•
подход используется для решения только поставленных целей.
При
мелких улучшениях эффект "отдельного шага" очень мал, но большая
серия таких повсеместных и постоянных улучшений дает эффект, вполне
соизмеримый с тем, который обеспечивается улучшениями первого типа, но при
значительно меньших инвестициях. Этот подход характерен для японского менеджмента.
Систему улучшения такого рода японцы называют "КАЙЗЕН" (KAIZEN).
Система
улучшения КАЙЗЕН характеризуется следующими особенностями:
•
требуются большие усилия людей и незначительные инвестиции;
•
все вовлечены в систему улучшения;
•
необходимо большое число мелких шагов;
• системе присущ философский подход, соответствующий философии ВУК.
Привлечение к работе по улучшению качества всех
участников процесса. Система улучшения КАЙЗЕН, используя по
сравнению с системой КАЙРИО небольшие инвестиции, требует постоянных усилий
всех участников процесса в улучшении качества. Вот почему ни один участник
процесса не должен оказаться в стороне от этой работы ни по причине личной
незаинтересованности, ни потому, что ему не была предоставлена возможность быть
вовлеченным.
Как
уже подчеркивалось ранее, успех стратегии качества, проводимой компанией,
немыслим без вовлечения в процесс улучшения качества высшего руководства.
Лидерство и координация действий в этом процессе имеют огромное значение.
Однако успех постоянного улучшения качества по системе КАЙЗЕН может быть
обеспечен в том случае, если руководством компании будет предоставлена возможность
и стимулировано участие в работе по улучшению каждого сотрудника. Только таким
образом можно максимально использовать опыт и навыки всего персонала.
Для
эффективного участия каждого сотрудника (начиная от низшего звена и кончая
высшим руководством) в стратегии качества необходимо:
•
обучение персонала основам ВУК, концепциям постоянного улучшения работы;
•
наделение всех работников ответственностью и правами, соответствующими
выполняемой работе;