•
выявление реальной заинтересованности работников в результатах своего труда;
•
поощрение улучшений результатов работы.
Выполнение
всех перечисленных требований позволит успешно выполнить программы улучшения
качества.
Участие
каждого в процессе улучшения качества определяется его возможностями влиять на
протекание процесса. А это, в свою очередь, во многом зависит от политики
руководства. В этой связи в ВУК используется понятие "политика
рассредоточения".
Политика рассредоточения — это наделение каждого
элемента организационной структуры управления предприятием определенными
функциями по улучшению качества за счет передачи им функций руководства.
Возможно, в частности, рассредоточение по предприятию прав руководителя,
соответствующих определенным обязанностям исполнителя в вопросах улучшения
качества.
Существует
две схемы политики рассредоточения (рис. 5.4):
1.
Вертикальная (рис. 5.4, а) — характерна
для предприятий с авторитарным стилем управления, когда руководство
"спускает" приказы отделам и подразделениям, работающим на потребителей.
В этом случае цели и стратегии рассредоточиваются одним путем — сверху вниз.
При такой политике не ясны и поэтому, как правило, из-за функциональных
барьеров отсутствуют связи между целями на различных уровнях и запросами
потребителей.
2.
Горизонтальная (рис. 5.4, б) — имеет
очень тесную связь с потребителями на определенном (горизонтальном) уровне,
хотя учет их требований производится лишь на этом уровне и не вызывает
изменений в целях остальных уровней. В этом случае ослаблено централизованное
руководство, что мешает реализации долговременных и перспективных планов
улучшения качества продукции и услуг.
Рис. 5.4.
Схема разработки политики:
а —
вертикальная, б — горизонтальная
Базирование решений только на фактах. Незыблемое
требование ВУК — все принимаемые решения должны основываться только на фактах,
а не на интуиции или личном опыте специалиста, принимающего решение.
Международный
опыт показывает, что от 20 до 90% всех проектов улучшения качества терпят
провал только по причине ошибочного мнения о состоянии рынка, на базе которого
принимается решение о стратегии бизнеса предприятия. Объяснениями такого
положения могут быть следующие моменты:
•
отсутствует полная оценка того, что действительно хотят потребители и как много
они готовы заплатить за это. Решения не базируются на конкретных цифрах;
•
предприятия имеют недостаточные знания о своих услугах и продуктах в период,
предшествующий появлению услуг и продуктов.
В
отношении неполноты знаний люди либо признают ее, либо не признают. Наиболее
опасна вторая ситуация. Если люди осознают, что они не очень хорошо
разбираются в ситуации, они могут провести исследование или эксперимент,
пытаясь узнать то, что они не понимают. Когда же люди уверены в своей правоте,
даже если недостаточно хорошо разбираются в ситуации, решать проблемы
непросто.
Принятие
правильного решения требует статистического мышления, которое включает
следующие основные требования: