Из приведенных примеров следует важный вывод. Нет, и не может быть рациона, пригодного на все случаи жизни! Все зависит от цели и продолжительности похода, его сложности от сезона, вкусов и привычек участников, от возможности пополнять продукты в пути и множества других факторов. Вот почему в этой книжке и не дается такой рацион, который мог бы служить универсальным образцом для любого похода. Руководители и участники похода должны научиться составлять разумные рационы сами, различные на каждый случай.
После
того как рацион составлен, приступают к закупке продуктов. Проще всего,
конечно, обстоит дело, если решено провести поход «на бутербродах». Здесь
организованных закупок практически не производится. Необходимо только
договориться с участниками похода, чтобы кто-нибудь взял из дома чаи, сахар и
соль, иначе может случиться так, что среди множества продуктов, взятых из дома,
их-то и не окажется.
Для 2—3-дневного похода,
если собирается идти небольшая группа, руководитель может распределить закупки,
поручив их разным участникам. Необходимо только сказать ребятам, чтобы они
записали сумму, затраченную на закупку продуктов. Потом — в поезде или на
первом привале — можно будет без труда подсчитать общую сумму расходов,
разделив ее поровну между участниками похода. Здесь же, в поезде, на перроне
или в нескольких метрах от платформы, на травке можно перераспределить продукты
по рюкзакам. При распределении поручений по закупке продуктов руководитель
должен проинструктировать ребят относительно упаковки продуктов. Иначе начав
распределять продукты по рюкзакам, можно обнаружить крупу в порвавшихся
бумажных кульках и масло, растекшееся по газете.
В том случае, если
предполагается провести более продолжительный поход или собирается достаточно
многочисленная группа, лучше всего для сборов организовать «штаб-квартиру». Ею
может быть пионерская или какая-нибудь другая комната в школе, которую вам
отведет директор, комната, где собирается туристский кружок, в Доме пионеров
или, наконец, комната в квартире одного из участников похода. Здесь за день-два
до похода собирается все снаряжение и все продукты, производится их упаковка и
распределение по рюкзакам. Для закупки продуктов лучше всего договориться о
том, чтобы ребята собрались здесь в определенное время и руководитель, выдав им
деньги и разъяснив, что и где следует покупать, разослал их по магазинам.
Самому руководителю лучше всего непосредственно в закупках не участвовать, а,
оставаясь на месте, принимать продукты у возвращающихся ребят и руководить
упаковкой. По ходу закупки нужно будет оперативно решать, что чем можно
заменить, а что надо искать в других магазинах.
Назначенный из числа ребят
завхоз при этом действует вместе с руководителем, набираясь опыта. А достаточно
опытному завхозу руководитель может вообще доверить всю операцию закупки,
оставив за собой только функцию контроля.
Руководителю похода или
завхозу желательно иметь при себе маршрутный документ — маршрутный лист или
маршрутную книжку. Бывает, что продавцы отказываются отпускать ребятам большое
количество продуктов. Тогда, взяв с собой маршрутный документ, следует
обратиться к директору магазина, чтобы он разрешил отступить от установленных
норм отпуска продуктов в одни руки. Впрочем, если предстоит покупать сразу
много продуктов, например, для туристского лагеря или для нескольких походных
групп, то можно обратиться на мелкооптовую базу с официальным письмом от школы,
Дома пионеров или другой организации, при которой состоит туристский кружок
или секция. Приобретение продуктов через базу — более хлопотное дело, чем их
покупка в магазине. Туда придется съездить и раз, и другой, и третий. Но зато,
, если в магазинах не удается сразу найти каких-либо продуктов, то их обычно
можно получить на базе.